Ершова Елена Николаевна, воспитатель МБДОУ детский сад «Родничок»

Программа духовно-нравственного воспитания «Возрождение»

Муниципальное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждение детский сад «Родничок»


_

 

 

Программадуховно-нравственного воспитания «Возрождение»

 

(от 3 до 7лет)

Срок реализации программы4 года.

Воспитатель:

Елена Николаевна Ершова

 

 

 

 

 

 

 

Токарёвка

2019 г.

 

Пояснительная записка

Даннаяпрограмма разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

1.          КонституцияРФ, ст. 43, 72

2.          Конвенция оправах ребенка (1989 г.)

3.          Закон РФ«Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ

4.          ООП ДОУ

5.          СанПиН2.4.1.3049-13

6.          УказПрезидента Российской Федерации от 01.06.2012 г. № 761 «О Национальнойстратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»

Даннаяучебная программа по образовательной области «Художественно-эстетическоеразвитие» (рисование) базируется на основной общеобразовательной программе  дошкольного образования  «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, В.И. Логиновой, ООП МБДОУ д/сада «Родничок».

Большой исложный мир окружает наших детей в современное время. Большинство родителейвоспитанников заняты постоянным добыванием денег, - поэтому очень мало уделяютвнимания детям. Есть дети из неблагополучных семей, поведение их родителейчасто противоречит нормам морали. Дома ребята часами смотрят фильмы – триллеры,играют в компьютерные «стрелялки», провоцирующие насилие и жестокость.Противостоять этим негативным тенденциям, «повлиять на часть того мира, в которомживет ребёнок», можем и должны сегодня мы – взрослые. Ведь именно в детстве,когда формируются представления ребёнка о том, «что такое хорошо, а что такоеплохо», закладывается нравственный фундамент личности, необходимы источникидобра и красоты, которые всегда спасали человечество. Так как большую частьвремени дети находятся в детском саду, то формирование духовно- нравственныхкачеств  педагоги нашего сада, взяли какодну из главных задач. Духовно-нравственное воспитание наоснове православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на всестороны и формы взаимоотношений ребёнка с миром: на его этическое иэстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции,патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональноесостояние и общее физическое и психическое развитие.

Обращение к опытуправославной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовноговозрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остронуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственныекомпоненты в содержании образования. Это доказывает особую значимость иактуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию ивоспитанию детей. В процессе работы над программой мы познакомились с опытомработы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, сложившимся впоследние годы в разных регионах России.

Духовно-нравственноевоспитание понимается как целенаправленная деятельность, на постепенноевосстановление целостной структуры личности, самоопределение человека исовершенствование его в добродетели. Исходя из этого, духовные упражнения ума,чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственноговоспитания, а основной формой - служение добру, служение людям.

Цели программы:

1. Сохранениедуховно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовнымценностям православной культуры.

2. Изучение истории,культуры, природно-экологического своеобразия родного края, России.

3. Стремление возродитьтрадиции семейного воспитания.

4. Создание условий для развитиядуховно-нравственных ценностей для дошкольников.

Задачи программы:

1. Формированиенравственных норм христианской морали. Учить различать добро и зло, любитьдобро, быть в состоянии творить добро. Пресекать (в разных формах)безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.

2. Создать условиядля восприятия целостной картины мира.

3. Формироватьчувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

4. Развиватьспособность воспринимать и анализировать литературные произведения, учитьвыражать чувства, обогащать словарный запас.

5. Развиватьмузыкальную культуру, приобщать к хоровому пению, классической, духовной инародной музыке.

6. Осуществлятьцеленаправленную работу по физическому воспитанию, укреплению воли ивыносливости.

7. Прививатьтрудовые навыки, учить выполнять простейшие бытовые поручения, обучать основамручного труда, продуктивной деятельности.

8. Ориентироватьсемью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей сосновами православной педагогики и психологии, формирование представлений оформах традиционного семейного уклада). Привлекать родителей к совместнойдеятельности.

Актуальностьи новизна:

- Вновьприбывшие дети из разных социальных условий и их адаптация.

- Проблемаобщения с родителями.

- Угрозадуховного здоровья детей.

- Нравственноездоровье – основа здорового образа жизни.

- Сложностьотношений между людьми в современном мире.

Педагогическая идея:

Нравственность – это внутренние, духовные качества,которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения,определяемые этими качествами.

Основные принципы программы:

1. Построениежизни на основе требований христианского совершенства (свободное признаниеправила - «Уклонись от зла и сотвори благо»)

2. Формированиеотношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).

3. Природосообразностъ(воспитание согласовывается с общими законами развития человека сообразно егополу и возрасту).

4. Кулътуросообразностъ(воспитание строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры).

Принципы отбора содержания образования.:

1. Научность иканоничность (сочетание современных достижений педагогики и психологии сканоничностью).

2. Учет требованийтиповых программ.

3. Многоуровневостъ(показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).

Принципы организации занятий:

Наглядность,сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных ииндивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность,прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью,воспитание в процессе обучения; вариативный подход, обучение в игровой форме,индивидуальный подход.

Основныеформы  работы с детьми:

Занятия,беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

Рукоделие и все видытворческой художественной деятельности детей.

Проведение совместныхпраздников.

Просмотрслайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средствобучения.

Экскурсии, целевыепрогулки.

Детскаяблаготворительность.

Тематическиевечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).

Организация выставок(совместная деятельность детей и родителей).

Постановка музыкальныхсказок духовно - нравственного содержания.

Творческие вечера.

Творческие викторины иконкурсы.

Творческие работы:поделки, книжки-малышки, рисунки.

Привлечение Библии кдуховно-нравственному воспитанию детей.

Формы работы с родителями:

совместные с родителямипраздники, спектакли, именины детей;

помощь родителейдетскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников,мелкий ремонт, хозяйственные работы).

родительские собранияна духовно-нравственные темы;

лекторий для родителей;

открытые показы воспитательно-образовательногопроцесса;

вечера вопросов иответов;

проведение совместныхучебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования надиалоговой основе, тематические семи нары с использованием ТОО);

факультативные занятиясовместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с цельювыявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

индивидуальныеконсультации специалистов (психолог, логопед, медицинский работник)

наглядные виды работы:информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ,дидактических игр, литературы;

визиты домой;

ведение социальнойкарты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;

индивидуальная работа сдетьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка);

Методы диагностики:

· наблюдение,

· анкетирование,

· интервью,

· диагностика«Уровень воспитанности дошкольников»,

· диагностикасферы познавательных интересов детей.

Перспективы работы:

А. Продолжитьработу по созданию условий развития духовно-нравственных ценностей дошкольников.

Б. Воспитыватьчувство патриотизма через  разнообразные формы работы подуховно-нравственному воспитанию.

В. Приобщатьдетей к таланту и мастерству предков, к бережному и уважительному отношению ковсему тому, что они создали.

Г. Пробуждать интерес и уважение к семейнымтрадициям и ценностям через разные формы работы с семьёй.

Учебно-тематический план

Направление: «Православная культура»

Методика формированиянравственных ориентаций в связи с религиозно-культурным просвещением детей  направлена на создание у них определенногозапаса систематических представлений, эмоционально окрашенных впечатлений оскладывании через верования народа содержания его нравственного идеала и развитиеценностного отношения к нему как к духовному наследию.

Занятия данного циклазнакомят детей с историей православных праздников, традициями отечественнойкультуры, с тем, как встречают православные праздники в России, помогают вподготовке и проведении (с участием детей и родителей) календарных праздников,раскрывают их жизненный смысл.

Основные задачи цикла:привить уважение и любовь к православным традициям своего народа; воспитыватьжелание подражать благим образам.

Тематика занятий:«Рождество Христово»; «Крещение»; «Сретение»; «Благовещение»; «Вербноевоскресение»; «Пасха»; «Вознесение»; «Троица»; «Преображение»; «ВоздвижениеКреста»; «Рождество Пресвятой Богородицы»; «Введение во Храм ПресвятойБогородицы»; «Успение Божией Матери»; «Покров».

Знакомство детей сБиблией: Чтение, рассматривание иллюстраций, беседы о прочитанном, учить детейанализировать услышанное.

Направление:Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершатьдобрые поступки

«... дерево доброеприносит и плоды добрые...».

Евангелие от Матфея,гл. 7, ст. 17

Занятия данного циклана основе литературных произведений (сказки, рассказы, стихотворения) учатдетей различать добро и зло, дают представления о нравственной свободечеловека, помогают увидеть красоту нравственных поступков. Основные задачизанятий: научить ребенка видеть в себе движения к добру и злу и различать их,воспитывать желание делать выбор в пользу добра, следовать за добрымивлечениями сердца и совести (добронравие), формировать христианское отношение кближним.

Тематика занятий:

«Добро и зло:справедливость», «Мать и дитя»; «Семья, дом»; «Святые семьи»; «Послушание и непослушание»;«Братья и сестры»; «О дружбе и друзьях верность»; «Кто мой ближний?»; «Жадностьи щедрость»; «Правда и ложь»; «Как мы ходим в гости?»; «Имя»; «Родина»;«Совесть»; «Благодарность»; «Порядочность»; «Вечность»; «Воздержание,терпение»; «Талант»; «Осуждение, смирение»; «Зависть»; «Милосердие,сочувствие»; «Трудолюбие»; «Чистое сердце»; «Память»; «Предательство»; «Прощение»;«Скромность»; «О дружбе мальчиков и девочек»; «Храбрость и трусость»; «Добрыеслова и добрые дела»; «Книги — наши друзья»; «Бедность и богатство».

Беседы:

«Что меня радует?», «Когда я злюсь?»,«За что мне стыдно?», «Чем я горжусь?», «Я стараюсь – не лениться… необманывать… не хвастаться  не завидовать…».

Деятельность вне занятий:

– экскурсии(например, «Добро и зло на полотнах художников» и др.); 

– коллективнотворческие дела (театральные постановки, художественные выставки и т.п.) спримерной тематикой: «Долг и совесть в жизни людей», «Что такое «хорошо» впословицах моего народа» и т.п.;

– осуществлениевместе с родителями творческих проектов и представление их;

– ролевыеигры, моделирующие ситуации нравственного выбора;

– туристическиепоходы и другие формы совместной деятельности (в т.ч. вышеперечисленные),требующие выработки и следования правилам нравственного поведения, решенияморальных дилемм;

- завершениекаждого (большинства) из этих событий рефлексией: «Какие новые правила яузнал?»;

- «Чемя могу руководствовать при выборе своих поступков» и т.п.

Направление: гражданско– патриотическое воспитание:

Занятия данных цикловзнакомят детей с родным посёлком (история, памятники архитектуры,природно-географические особенности, историческое значение посёлка, областногоцентра в жизни России, святыни и памятные места родного края), с историейРоссийского государства, государственной символикой, жизнью русских героев,великих полководцев, святых подвижников, досточтимых людей земли русской.

Основные задачи цикла:воспитывать чувства любви к своему народу, своей стране, уважения ипризнательности к основателям страны, её защитникам, к людям, прославившимРоссию; гордости за историческое прошлое родного края, русского государства.

Темы занятий:

Тематика занятий цикла«Край, в котором ты живешь»: «История возникновения родного посёлка»; «Гербгорода Тамбова»; «Улицы и здания нашего посёлка»; «Памятники города Тамбова»;«Город - село».

«О чем поет колокол?»:«Для чего нужны колокола?»; «Откуда колокол пришел?»; «Колокола-гиганты»;  «Форма колокола»; «Колокольные звоны»;«Страницы истории», «Их почитают на Руси» (святые великомученики, блаженные, преподобные,старцы, патриархи), « Герои Великой Отечественной войны», « День  Победы».

Беседы:

«Что значит любовь кРодине?», «Что связывает меня с моими друзьями, моими земляками, моейстраной?», «Что я могу сделать для своей семьи, своих земляков, своих сограждан?»,«Кем из наших предков я горжусь?», «Что делать, если я столкнулся с несправедливостью?»,«Как разные народы могут жить в мире друг с другом» и т.д.

Деятельность вне занятий:

– просмотр иобсуждение иллюстраций, представляющих образцы гражданского и примерыантигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации;

– экскурсии ипутешествия по примерной тематике: «Герои Великой Отечественной войны в памятинашего края», «Патриотизм в дни мира», «Культурное наследие предков в музеяхнашего края» и т.д.; 

– коллективно-творческиедела (театральные постановки, художественные выставки и т.п.):

«Моё Отечество», «Детскийрисунок против войны» и т.п;

– встречи-беседы светеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться;

– ознакомление сдеятельностью этнокультурных центров разных народов России;

– ролевыеигры, моделирующие ситуации гражданского выбора, требующие выхода изнациональных, религиозных, общественных конфликтов;

– завершениекаждого (большинства) из этих событий рефлексией: «Какие новые правила яузнал?», «Чем я могу руководствоваться при выборе своих поступков» и т.п.

Направление: воспитание трудолюбия,

творческого отношения к жизни

Занятияэтого цикла предполагают знакомство с разными профессиями, их ролью и рольютруда, творчества, учёбы в жизни людей, изучение материала и выполнение учебныхзаданий в разных предметах:

-роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовымоперациям, важность их последовательности для получения результата и т.п;

-окружающий мир – знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учёных) вразвитии общества, преобразования природы;

-получение трудового опыта в процессе учебной работы;

-настойчивость в исполнении трудовых поручений, доведение их до конца;

-оценивание результатов своего труда в рамках использования технологииоценивания;

- умение работать вколлективе, воспитание трудолюбия.

Темы занятий:

Все профессии нужны -все профессии важны», Кому что нужно для работы», « Составление рассказа о томкак мы помогаем маме», «Раскрасим ведёрки для нашей няни»

Беседы:

«Почему в группе сталосветлее?», «Кто для нас готовит в детском саду?», «Кем я хочу быть?», Чем мыможем помочь взрослым?»

Деятельность детей вне занятий:

Знакомство с правиламивзаимоотношений людей в процессе труда в ходе различных добрых дел (мероприятий):

– праздники-игры потеме труда: ярмарки, «Город мастеров» и т.д.;

– экскурсии познакомству с разными профессиями своего края и мира; 

–коллективно-творческие дела по подготовке трудовых праздников и т.п.;

– встречи-беседы слюдьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;

– ролевые игры,моделирующие экономические, производственные ситуации;

– совместные проекты сродителями «Труд моих родных»;

- оформление стенда «Ясам», с использованием детских фотографий.

Направление:воспитание здорового образа жизни

Этотцикл содержит знакомство с правилами здорового образа жизни, укрепленияздоровья, взаимосвязи здоровья физического, психического и здоровья общества,семьи  в ходе различных добрых дел(мероприятий):

– спортивныепраздники, подвижные игры (в т.ч. с родителями);

– занятияв спортивных секциях;

– туристическиепоходы (развитие выносливости, интерес к физической активности).

Беседы, коллективно-творческие дела:

«Вредные и полезные дляздоровья привычки», «Человек есть то, что он ест»,  «Почему нельзя увлекаться компьютернымииграми, телевидением», «Можно ли словом помочь человеку (убедить в чем-то,отказаться от вредных привычек т.п.)?», «Как помочь нашим глазам, зубам, коже?».

Деятельность детей вне занятий:

- экскурсии,по знакомству с людьми, их образом жизни;

– встречи-беседы синтересными людьми, ведущими активный образ жизни (путешественники, любителиактивного отдыха), сумевшими сохранить хорошее здоровье в сложной ситуации(преклонный возраст, травма и т.п.), с представителями профессий, предъявляющихвысокие требования к здоровью, спортивные мероприятия.

Направление:экологическое воспитание

Этот цикл содержит всебе знакомство с правилами бережного отношения к природе в ходе различныхдобрых дел (мероприятий):

– экскурсии в парки, наприроду, знакомящие с богатствами и красотой природы родного края.

Занятия:

«Почему лето годкормит?», «Колобок», «Перелётные птицы», «Сравнение воробья и вороны», «Сравнениегерани и бальзамина» «Комнатные растения-наши друзья» и т.д.

Беседы:

«Как помочь природеубрать наш мусор?», « Как вести себя в лесу», «Времена года», « У природы нет плохой погоды», «Как помочь птицамзимой» и т.п.;

Деятельность вне занятий:

– ролевые игры,моделирующие природоохранные мероприятия;

– проекты поизучению природы родного края, его богатств и способов их сбережения;

- дидактическиеигры с природным материалом;

- поделки изприродного материала.

Направление:эстетическое воспитание

Этотцикл предполагает изучение материала и выполнение заданий в разных видах деятельности,направленных на приобщение к искусству, красоте, художественным ценностям вжизни народов, России, всего мира.

Знакомство схудожественными идеалами, ценностями в ходе различных добрых дел (мероприятий):

– игры «Красотавокруг нас!», «Красота в привычном» (погода, дома и т.п.);

– посещениетеатральных представлений, концертов, экскурсии, прогулки,  с рефлексией по примерным темам: «Чтопрекрасного ты увидел?»; «В каких художественных образах отразилась красота?».

Беседы:

«Красота в жизнилюдей», «Как мы отличаем красивое от безобразного?», «Что такое некрасивыйпоступок?», «Создание и разрушение красоты – словом, жестом, действием», «Каксказать правильно?», «Красота родного языка».

Ожидаемые результаты:

-             Представления о моральных нормах иправилах нравственного поведения, в том числе об этических нормахвзаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений,представителями различных социальных групп.

-             Воспитание чувства патриотизма,потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

-             Нравственно-этический опытвзаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми всоответствии с общепринятыми нравственными нормами.

-             Уважительное отношение к традиционнымрелигиям.

-             Неравнодушие к жизненным проблемамдругих людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации.

Способность эмоционально реагировать нанегативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализироватьнравственную сторону своих поступков и поступков других людей.

-             Уважительное отношение к родителям, кстаршим, заботливое отношение к младшим.

-             Знание традиций своей семьи иобразовательного учреждения, бережное отношение к ним.

-             Ценностное отношение к труду  и творчеству, человеку труда, трудовымдостижениям России и человечества, трудолюбие.

-             Представления о различных профессиях.

-             Навыки трудового творческогосотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми.

-             Осознание приоритета нравственных основтруда, творчества, создания нового.

-             Опыт участия в различных видахобщественно-полезной и личностно-значимой деятельности.

-             Потребности и начальные умения выражатьсебя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видахтворческой деятельности.

-             Мотивация к самореализации в социальномтворчестве, познавательной и практической, общественно-полезной деятельности.

Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться,заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания,правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

         «Надотвердо помнить, что все пережитое нашим народом окажется напрасным, а сами мыстанем предателями и изменниками великого русского дела, если не сделаемдолжных выводов из горького опыта, доставшегося нам безмерной, невосполнимойценой. Стоит лишь начать, и Господь Всемогущий подаст нам силы на духовнуюбрань, чистую жизнь и благие дела!» МитрополитСанкт-Петербургский и Ладожский Иоанн.

Литература

 

1. Божович Л.И. Личностьи её формирование в детском возрасте. М.,1968.

2. Буре Р.С.Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. М.:Мозаика-синтез, 2011.

3. Выготский Л.С.Овладение собственным поведением. Собрание сочинений: в 6т., Т.3, М., 1983.

4. Данилюк А.Я.,Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитанияличности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.

 5.Залесский Г.Е. Психология мировоззрения иубеждений личности. М.: Издательство МГУ, 1994.

6. Короткова Л.Д.Духовно-нравственное воспитание средствами авторской сказки. Методическоепособие. М.: ЦГЛ. 2006.

7. Комарова Т.С.,Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада.М.: Мозаика-синтез, 2010.

8. Коменский Я.А. Овоспитании: Золотой фонд педагогики / Сост. Н.М.Матвеева. М.: Школьная Пресса,2003.

9. Общеобразовательнаяпрограмма «Детство»,  В. И. Логинова, Т. И. Бабаева.

10. Педагогическаядиагностика компетентностей дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной. М.:Мозаика-синтез, 2009 – 2010.

11. Прочная основа.Образование и воспитание детей младшего возраста // Всемирный доклад помониторингу ОДВ. М.; ЮНЕСКО, 2007.

12. Рубцов В.В., ЮдинаЕ.Г. Современные проблемы дошкольного образования // Психологическая наука иобразование. 2010. №3.

13. Рубцов В.В.Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностныйподход. М.: МГППУ, 2008.

14. Ребёнок всовременном обществе. Сборник научных статей./ Под ред. Л.Ф.Обуховой,Е.Г.Юдиной. М.: МГППУ, 2007.

15. Телегин М.В.Воспитательный диалог. Образовательная программа для детей старшего дошкольногои младшего школьного возраста. М.: МГППУ, 2007.

16. Телегин М.В. Теорияи практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшегошкольного возраста. М.: МГППУ, 2006.

17. Телегин М.В.Апологетика традиционного обучения. М.: ДеНово, 2011.

18. Телегин М.В.Рождение диалога: книга о педагогическом общении. М.: Алвиан, 2009.

19. Телегин М.В.Традиционное обучение и воспитание в инновационном детском саду: казнитьнельзя, применять // Детский сад от А до Я. 2011. №11. С. 6 – 24.

20. Ушинский К.Д.Педагогические сочинения  М.:«Педагогика», 1988.

23 июля 2022 в 14:00

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.