Ершова Елена Николаевна, воспитатель МБДОУ детский сад «Родничок»

Программа кружка по художественно-эстетическому развитию «Маленькие волшебники» на 2020-2022 учебный год.

Название программы

«Маленькие волшебники»

Руководитель программы

Ершова Е.Н.

Составитель программы

Воспитатель МБДОУ д / с «Родничок» Ершова Е.Н.

Вид

Адаптированная

Направление программы

Художественно-творческое

Цель программы

– развитие художественно-творческих способностей детей через нетрадиционную технику изображения.

 

Задачи программы

Развивающие: 
— Формировать  творческое  мышление,  устойчивый  интерес  к  художественной деятельности;
-Развивать  художественный  вкус,  фантазию,  изобретательность,  пространственное  воображение.
— Формировать умения  и  навыки,  необходимые  для  создания  творческих  работ.
— Развивать  желание  экспериментировать,  проявляя  яркие  познавательные  чувства: удивление, сомнение,  радость от узнавания  нового.

Образовательные: 
—  Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного  творчества.
— Знакомить  детей  различными  видами  изобразительной  деятельности,  многообразием  художественных  материалов  и  приёмами  работы  с  ними,  закреплять  приобретённые  умения  и  навыки  и  показывать  детям широту  их  возможного  применения.

Воспитательные:
— Воспитывать  трудолюбие и  желание добиваться  успеха  собственным  трудом.
— Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию

 

Возраст детей, на которых рассчитана программа

4-5 лет

Срок реализации

1 год

Основные блоки

 На 1 этапе– репродуктивном ведется  активная работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

  На 2 этапе - конструктивном ведется  активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник, в умении передавать выразительный образ.

На 3 этапе - творческом дети самостоятельно используют  нетрадиционные техники для формирования выразительного образа в рисунках.

 

Пояснительная записка:

Визобразительной деятельности ребенок само выражается, пробует свои силы исовершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, нопрежде  всего обогащает его представленияо мире. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают противтрадиционных - дидактических методов обучения, используемых в дошкольныхучреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем,образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот,подавляют развитие личности.

Новые подходыраскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, -немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан,морское чудище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работатькистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.

Все занятиянаправлены на развитие у дошкольников творчества, которое определяется какпродуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное,активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для еговоплощения.

Формирование творческой личности –одна из важных задач педагогической практики и теории на современном этапе.Наиболее эффективное средство для всестороннего развития детей является для нихсамой интересной, она позволяет передать то, что они видят в окружающей жизни,то что их взволновало, вызвало положительное отношение, желание творить.

В процессеизобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развитияэстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепеннопереходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетическогоотношения к действительности.

Рисованиеявляется одним из лучших средств развития наблюдательности, памяти, мышления,воображения. Поэтому рекомендуется шире вводить рисование в процессобучения  и как самостоятельный предмет,и как вспомогательное средство, прием обучения при изучении других предметов.Традиционная классификация методов обучения становиться узкой, не позволяющейрешить все задачи, поэтому необходимо проводить нетрадиционные занятия,сочетание разных способов изображения предметов и явлений действительности,использование методов развивающего обучения.

Для развитиятворчества важно все, что значимо для ребенка, что ему интересно, вызываетположительное отношение.

Для развития творчества детям необходимо приобрести определенныезнания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, которымисами дети без помощи взрослых овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленноеобучение детей, освоение ими художественного опыта. С этой целью был создан кружок по нетрадиционнойтехнике рисования «Маленькие волшебники»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа кружка составлена на основе

-Федеральногокомпонента государственного образовательного стандарта, утвержденного ПриказомМинобразования РФ;2010 г.

-Закона РФ от10.07.1992 N 3266 -1 « Об образовании ( в редакции Федерального закона от 17.072009 N 148 – ФЗ)»

-Базисногоучебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации,утвержденного приказом Минобразования РФ

-Учебногоплана муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детскийсад  «Родничок» 

-Годовогокалендарного графика муниципального бюджетного дошкольного образовательногоучреждения детский сад  «Родничок» 

Программакружка рассчитана на 1 года обучения. Содержание составлено с учетом возрастныхособенностей и в соответствии СанПиН 2.4.1.1249-03 (требования к организации режимадня и учебных занятий) 4- 5 лет(средней группе).

 

 

Предполагаемая программа поизобразительной деятельностипредусматривает:

формирование  у детей эстетического восприятия, обучениеспособам действия, развитие творчества. Все эти процессы между собой тесносвязаны, их единству помогают методы и приемы, используемые в работе с детьми.Выбор методов и приемов определяется целями и задачами конкретного занятия,содержанием обучения. На занятиях главное внимание уделено формированию у детейнравственно- волевых качеств личности, эмоционального – образного восприятияизобразительного искусства, художественно – образного начала в рисунках.

 

 

 

 

 

 

Цель программы – развитиехудожественно-творческих способностей детей через нетрадиционную техникуизображения.

 

Задачи программы:

    Развивающие: 
— Формировать творческое  мышление,  устойчивый  интерес  к художественной деятельности;
-Развивать  художественный  вкус,  фантазию, изобретательность,  пространственное  воображение.
— Формировать   умения  и  навыки,  необходимые для  создания  творческих  работ.
— Развивать  желание  экспериментировать,  проявляя яркие  познавательные  чувства:    удивление,сомнение,  радость от узнавания  нового.

Образовательные: 
—  Закреплять и обогащать знания детей о разных видаххудожественного  творчества.
— Знакомить  детей  различными  видами изобразительной  деятельности,  многообразием художественных  материалов  и  приёмами  работы с  ними,  закреплять  приобретённые  умения  и  навыки и  показывать  детям   широту  их возможного  применения.

Воспитательные:
— Воспитывать  трудолюбие и желание добиваться  успеха  собственным  трудом.
— Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую
самореализацию

 

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ.

Развитие творческих способностей

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

Программанаправлена : на развитиетворческих способностей и воспитание личности  ребенка.

 

 

 

 Структурнойособенностью:

программы является приобщение детей к художественному  развитию творческих способностей детей пятогогода жизни(средняя группа).Развитие познавательных, творческих и художественныхспособностей в процессе создания образов, используя различные материалы итехники. Программа является развивающей и обучающей. Основывается на знанииособенностей эмоционально-экспрессивного, сенсорного, психофизиологическогоразвития ребенка 4-5 летнего возраста и опирается на принцип сотрудничествавзрослого и ребенка, их творческого взаимодействия в художественно-деятельномобщении.

Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детскогоинтеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартномыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов,ребенок начинает экспериментировать, творить.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать,экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные техники рисования ­­- это настоящее пламя творчества, это толчокк развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выраженияиндивидуальности
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных.Творчество для детей  это отражение душевной работы. Чувства, разум, глазаи руки – инструменты души. Творческий процесс — это настоящее чудо. «Втворчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственныйпуть».

 

Педагогическая целесообразность.

_Из многолетнего опыта работы с детьмипо развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно,что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачиинформации недостаточно для современных детей, так как уровень умственногоразвития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим,нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта,активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но ииспользование нетрадиционного бросового материала и нестандартныхизотехнологий.
Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.

 

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этойпрограмме:
Развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учитдетей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам ирешениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными ибросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческиеспособности, воображение и  полёт фантазии. Во время работы дети получаютэстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческихвозможностях, через использование различных изотехник
.

 

Методы и приемы обучения:

-рисование пальчиками;

-оттиск печатками из картофеля;

-тычок  жесткой полусухой кистью;

-оттиск поролоном;

-оттиск печатками из ластика;

-восковые мелки+ акварель;

-свеча + акварель;

-отпечатками листьев;

-рисунки из ладошки;

 

Каждый из этих методов – этомаленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее ,смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу длясамовыражения. К тому же работа способствует развитию координации движений.

Новизна программызаключается :

 всоздании условий для детского художественного - творчества  позволяющие  педагогу естественно создать атмосферутворческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенокможет найти себе дело по силам, интересам и способностям. Творчество естьпространство свободы, поэтому творческая работа всегда свободна в том плане, что ребенок самореализует себя.Творчество как когнитивный, интеллектуальный процесс осуществляется вдеятельности, является ее внутренней, неотъемлемой чертой и развиваетсясогласно логике культурно-исторического процесса. «Маленькие волшебники » понетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационныйхарактер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способыразвития детского художественного творчества. Используются самодельныеинструменты, природные  и бросовые для нетрадиционного рисования.Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных  эмоций,раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметовв  качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своейнепредсказуемостью.

 

 

 Актуальность разработаннойпрограммы: Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественныеспособности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования. Происходит сближение содержания программы стребованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходахк преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачитворческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического,творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежитизобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира,способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетическоговкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность,усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализацииличности. Программа  направлена  на то, чтобы через искусствоприобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционныхспособов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых врисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Такимобразом, развивается творческая личность, способная применять свои знания иумения в различных ситуациях.

 

 

 

 

 

 

Данная  программа способствует  решениюследующих задач:

Обучающая:учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные ихудожественные способности в процессе рисования.

 

Развивающая:развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность всамоутверждении.

 

Воспитательная:формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира,воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

Данная программа предполагаетварианты разрешения этих проблем :

-приобщение детей к творчеству;

-знакомить детей с различнымитехниками рисования;

-знакомить детей с различнымиматериалами.

 

ПРИ РАСПРЕДЕЛЕНИИ  РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ УЧИТЫВАЛИСЬОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ:

Принцип творчества (программазаключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческихспособностей детей);

Принцип научности (детям сообщаютсязнания о форме, цвете, композиции и др.);

Принцип доступности (учетвозрастных и индивидуальных особенностей);

Принцип  поэтапности (последовательность, приступая кочередному этапу ,нельзя миновать предыдущий);

Принцип динамичности (от самогопростого до  сложного);

Принцип  сравнений (разнообразие вариантов заданнойтемы, методов и способов изображения, разнообразие материала);

Принцип выбора (решений по теме,материалов и способов без ограничений);

Принцип сотрудничества (совместнаяработа с родителями);

Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы,методов и способов изображения, разнообразие материала);


 Принцип выбора ( решений по теме, материалов и способов безограничений);


 Принцип
 преемственности (учет задач и новообразованийследующего возрастного периода);

 Принцип интегративности (синтез искусств).

 

 

 

Возрастные особенности детей4-5 лет

Развитие личности

Чтобыспособствовать личностному развитию ребенка 4— 5 лет, необходимо учитыватьследующее. Во-первых, в этом возрасте уже закладываются основы созидательногоотношения к предметному миру. Для этой цели можно использовать те скромныеподелки, которые ребенок создает своими руками для игры или в качестве подаркакому-либо. Если взрослый систематически будет подчеркивать, что ребенок сделалчто-то сам, что он уже многое умеет и сможет для каждого создать атмосферузаслуженного признания и успеха, то удовлетворение, которое при этом станетиспытывать ребенок, будет побуждать его и дальше ставить подобные задачи.Во-вторых, в этот период могут возникнуть и подлинно познавательное отношение кмиру, бескорыстная потребность в знаниях из интереса и желания знать. Длядальнейшего развития познавательного интереса важно не только давать ребенкуновые знания в увлекательной форме, необходимо максимально уважительноотноситься к его собственным умственным поискам и их результатам. На пятом годужизни ребенок уже способен размышлять, не опираясь на непосредственный опыт. Унего появляется круг чисто словесных знаний. Оперируя такими знаниями, ребенокможет иногда приходить к неправильным выводам, получать логически несовершенныерезультаты. Любое проявление неуважения к этим первым самостоятельныминтеллектуальным шагам может отбить у ребенка интерес к сфере знаний и лишитьего уверенности в себе. Поэтому важнейшим требованием к личным отношениямвзрослых с детьми и в их взаимоотношениях друг с другом является серьезное иуважительное отношение ко всем, даже неверным, соображениям ребенка. Это неозначает, что взрослые должны одобрять любые неправильные мысли и соображениядетей. Взрослым следует не оценивать детей, а обсуждать с ними их соображения ивозражать им как бы на равных, а не свысока. Отсюда естественно вытекает, чтоновыми в отношении ребенка к другим людям должны стать, с одной стороны,интерес и уважение к взрослому как к источнику новых знаний и тактичномупомощнику в его собственных интеллектуальных поисках, а с другой — уважительноеи заинтересованное отношение к аналогичным интеллектуальным поискам егосверстников. Отношение к сверстникам в этом возрасте носит еще не оченьдифференцированный характер. Дети в основном делятся на «плохих» и «хороших», иэти оценки в очень большой степени зависят от взрослых. Так, большинство детейпятого года жизни считают сверстников плохими потому, что воспитатель делает имзамечания за то, что они медленно едят, плохо засыпают и т.п. Необходимо иметьв виду, что репутация ребенка в группе, отношение к нему сверстников и егодушевное самочувствие могут без всякого умысла со стороны взрослого непоправимопострадать. Для этого достаточно частого выражения недовольства взрослого поповоду таких форм поведения, которые, хотя и создают организационные трудности,морально нейтральны, не зависят от ребенка и зачастую обусловлены егофизиологическими особенностями. В развитии сознания детей открываются две оченьважные возможности, от правильного использования которых существенно зависитобщий уровень их умственного развития. Одна из возможностей связана с тем, чтона пятом году жизни дети способны в своем познании окружающего выходить запределы того, с чем непосредственно сталкиваются сами. Начиная с этоговозраста, дети могут постепенно накапливать фактические знания о самых разныхпредметах и явлениях, которых они не видели и о которых знают только со словвзрослого (о животных и машинах, городах и странах и т.п.). Очень важнопонимать, что когда ребенок накапливает такие представления, он не простоувеличивает объем знаний об окружающем. У него естественно возникает отношениек тем новым сферам жизни, с которыми его знакомят: симпатия к дельфинам иопасливое отношение к акулам, сочувствие к людям, которые месяцами живут вусловиях полярной ночи, и уважение к их способности приноравливаться к сложнымприродным условиям. А это значит, что взрослый не только дает знания, но ипринципиально расширяет круг событий и предметов, вызывающих у ребенкаэмоциональный отклик: сочувствие и возмущение, уважение и интерес. Дети 4—5 летстремятся к самостоятельности, но неудачи обескураживают их. Накапливаясь,безуспешные усилия порождают неуверенность. Между тем произвольностьподдерживается именно успешностью выполнения задания взрослого или дела,которое ребенок задумал сделать сам. В игровой деятельности детей среднегодошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то,что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры ролимогут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а радисмысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Развитие психических процессов

30 августа 2020 в 23:02

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.