Ершова Елена Николаевна, воспитатель МБДОУ детский сад «Родничок»
Программа кружка по художественно-эстетическому развитию «Маленькие волшебники» на 2020-2022 учебный год.
Пояснительная записка: Визобразительной деятельности ребенок само выражается, пробует свои силы исовершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, нопрежде всего обогащает его представленияо мире. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают противтрадиционных - дидактических методов обучения, используемых в дошкольныхучреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем,образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот,подавляют развитие личности. Новые подходыраскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, -немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан,морское чудище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работатькистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки. Все занятиянаправлены на развитие у дошкольников творчества, которое определяется какпродуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное,активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для еговоплощения. Формирование творческой личности –одна из важных задач педагогической практики и теории на современном этапе.Наиболее эффективное средство для всестороннего развития детей является для нихсамой интересной, она позволяет передать то, что они видят в окружающей жизни,то что их взволновало, вызвало положительное отношение, желание творить. В процессеизобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развитияэстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепеннопереходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетическогоотношения к действительности. Рисованиеявляется одним из лучших средств развития наблюдательности, памяти, мышления,воображения. Поэтому рекомендуется шире вводить рисование в процессобучения и как самостоятельный предмет,и как вспомогательное средство, прием обучения при изучении других предметов.Традиционная классификация методов обучения становиться узкой, не позволяющейрешить все задачи, поэтому необходимо проводить нетрадиционные занятия,сочетание разных способов изображения предметов и явлений действительности,использование методов развивающего обучения. Для развитиятворчества важно все, что значимо для ребенка, что ему интересно, вызываетположительное отношение. Для развития творчества детям необходимо приобрести определенныезнания, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности, которымисами дети без помощи взрослых овладеть не могут, то есть необходимо целенаправленноеобучение детей, освоение ими художественного опыта. С этой целью был создан кружок по нетрадиционнойтехнике рисования «Маленькие волшебники»
Программа кружка составлена на основе: -Федеральногокомпонента государственного образовательного стандарта, утвержденного ПриказомМинобразования РФ;2010 г. -Закона РФ от10.07.1992 N 3266 -1 « Об образовании ( в редакции Федерального закона от 17.072009 N 148 – ФЗ)» -Базисногоучебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации,утвержденного приказом Минобразования РФ -Учебногоплана муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детскийсад «Родничок» -Годовогокалендарного графика муниципального бюджетного дошкольного образовательногоучреждения детский сад «Родничок» Программакружка рассчитана на 1 года обучения. Содержание составлено с учетом возрастныхособенностей и в соответствии СанПиН 2.4.1.1249-03 (требования к организации режимадня и учебных занятий) 4- 5 лет(средней группе).
Предполагаемая программа поизобразительной деятельностипредусматривает: формирование у детей эстетического восприятия, обучениеспособам действия, развитие творчества. Все эти процессы между собой тесносвязаны, их единству помогают методы и приемы, используемые в работе с детьми.Выбор методов и приемов определяется целями и задачами конкретного занятия,содержанием обучения. На занятиях главное внимание уделено формированию у детейнравственно- волевых качеств личности, эмоционального – образного восприятияизобразительного искусства, художественно – образного начала в рисунках.
Цель программы – развитиехудожественно-творческих способностей детей через нетрадиционную техникуизображения.
Задачи программы: Развивающие:
Образовательные:
Воспитательные:
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ. Развитие творческих способностей Художественно-эстетическое развитие Познавательное развитие Программанаправлена : на развитиетворческих способностей и воспитание личности ребенка.
Структурнойособенностью: программы является приобщение детей к художественному развитию творческих способностей детей пятогогода жизни(средняя группа).Развитие познавательных, творческих и художественныхспособностей в процессе создания образов, используя различные материалы итехники. Программа является развивающей и обучающей. Основывается на знанииособенностей эмоционально-экспрессивного, сенсорного, психофизиологическогоразвития ребенка 4-5 летнего возраста и опирается на принцип сотрудничествавзрослого и ребенка, их творческого взаимодействия в художественно-деятельномобщении. Практическая значимость программы
Педагогическая целесообразность. _Из многолетнего опыта работы с детьмипо развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно,что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачиинформации недостаточно для современных детей, так как уровень умственногоразвития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим,нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта,активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этойпрограмме:
Методы и приемы обучения: -рисование пальчиками; -оттиск печатками из картофеля; -тычок жесткой полусухой кистью; -оттиск поролоном; -оттиск печатками из ластика; -восковые мелки+ акварель; -свеча + акварель; -отпечатками листьев; -рисунки из ладошки;
Каждый из этих методов – этомаленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее ,смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу длясамовыражения. К тому же работа способствует развитию координации движений. Новизна программызаключается : всоздании условий для детского художественного - творчества позволяющие педагогу естественно создать атмосферутворческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенокможет найти себе дело по силам, интересам и способностям. Творчество естьпространство свободы, поэтому творческая работа всегда свободна в том плане, что ребенок самореализует себя.Творчество как когнитивный, интеллектуальный процесс осуществляется вдеятельности, является ее внутренней, неотъемлемой чертой и развиваетсясогласно логике культурно-исторического процесса. «Маленькие волшебники » понетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационныйхарактер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способыразвития детского художественного творчества. Используются самодельныеинструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования.Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций,раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметовв качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своейнепредсказуемостью.
Актуальность разработаннойпрограммы: Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественныеспособности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования. Происходит сближение содержания программы стребованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходахк преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачитворческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического,творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежитизобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира,способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетическоговкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность,усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализацииличности. Программа направлена на то, чтобы через искусствоприобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционныхспособов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых врисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Такимобразом, развивается творческая личность, способная применять свои знания иумения в различных ситуациях.
Данная программа способствует решениюследующих задач: Обучающая:учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные ихудожественные способности в процессе рисования.
Развивающая:развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность всамоутверждении.
Воспитательная:формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира,воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству. Данная программа предполагаетварианты разрешения этих проблем : -приобщение детей к творчеству; -знакомить детей с различнымитехниками рисования; -знакомить детей с различнымиматериалами.
ПРИ РАСПРЕДЕЛЕНИИ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ УЧИТЫВАЛИСЬОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ: Принцип творчества (программазаключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческихспособностей детей); Принцип научности (детям сообщаютсязнания о форме, цвете, композиции и др.); Принцип доступности (учетвозрастных и индивидуальных особенностей); Принцип поэтапности (последовательность, приступая кочередному этапу ,нельзя миновать предыдущий); Принцип динамичности (от самогопростого до сложного); Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданнойтемы, методов и способов изображения, разнообразие материала); Принцип выбора (решений по теме,материалов и способов без ограничений); Принцип сотрудничества (совместнаяработа с родителями); Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы,методов и способов изображения, разнообразие материала);
Возрастные особенности детей4-5 лет Развитие личности Чтобыспособствовать личностному развитию ребенка 4— 5 лет, необходимо учитыватьследующее. Во-первых, в этом возрасте уже закладываются основы созидательногоотношения к предметному миру. Для этой цели можно использовать те скромныеподелки, которые ребенок создает своими руками для игры или в качестве подаркакому-либо. Если взрослый систематически будет подчеркивать, что ребенок сделалчто-то сам, что он уже многое умеет и сможет для каждого создать атмосферузаслуженного признания и успеха, то удовлетворение, которое при этом станетиспытывать ребенок, будет побуждать его и дальше ставить подобные задачи.Во-вторых, в этот период могут возникнуть и подлинно познавательное отношение кмиру, бескорыстная потребность в знаниях из интереса и желания знать. Длядальнейшего развития познавательного интереса важно не только давать ребенкуновые знания в увлекательной форме, необходимо максимально уважительноотноситься к его собственным умственным поискам и их результатам. На пятом годужизни ребенок уже способен размышлять, не опираясь на непосредственный опыт. Унего появляется круг чисто словесных знаний. Оперируя такими знаниями, ребенокможет иногда приходить к неправильным выводам, получать логически несовершенныерезультаты. Любое проявление неуважения к этим первым самостоятельныминтеллектуальным шагам может отбить у ребенка интерес к сфере знаний и лишитьего уверенности в себе. Поэтому важнейшим требованием к личным отношениямвзрослых с детьми и в их взаимоотношениях друг с другом является серьезное иуважительное отношение ко всем, даже неверным, соображениям ребенка. Это неозначает, что взрослые должны одобрять любые неправильные мысли и соображениядетей. Взрослым следует не оценивать детей, а обсуждать с ними их соображения ивозражать им как бы на равных, а не свысока. Отсюда естественно вытекает, чтоновыми в отношении ребенка к другим людям должны стать, с одной стороны,интерес и уважение к взрослому как к источнику новых знаний и тактичномупомощнику в его собственных интеллектуальных поисках, а с другой — уважительноеи заинтересованное отношение к аналогичным интеллектуальным поискам егосверстников. Отношение к сверстникам в этом возрасте носит еще не оченьдифференцированный характер. Дети в основном делятся на «плохих» и «хороших», иэти оценки в очень большой степени зависят от взрослых. Так, большинство детейпятого года жизни считают сверстников плохими потому, что воспитатель делает имзамечания за то, что они медленно едят, плохо засыпают и т.п. Необходимо иметьв виду, что репутация ребенка в группе, отношение к нему сверстников и егодушевное самочувствие могут без всякого умысла со стороны взрослого непоправимопострадать. Для этого достаточно частого выражения недовольства взрослого поповоду таких форм поведения, которые, хотя и создают организационные трудности,морально нейтральны, не зависят от ребенка и зачастую обусловлены егофизиологическими особенностями. В развитии сознания детей открываются две оченьважные возможности, от правильного использования которых существенно зависитобщий уровень их умственного развития. Одна из возможностей связана с тем, чтона пятом году жизни дети способны в своем познании окружающего выходить запределы того, с чем непосредственно сталкиваются сами. Начиная с этоговозраста, дети могут постепенно накапливать фактические знания о самых разныхпредметах и явлениях, которых они не видели и о которых знают только со словвзрослого (о животных и машинах, городах и странах и т.п.). Очень важнопонимать, что когда ребенок накапливает такие представления, он не простоувеличивает объем знаний об окружающем. У него естественно возникает отношениек тем новым сферам жизни, с которыми его знакомят: симпатия к дельфинам иопасливое отношение к акулам, сочувствие к людям, которые месяцами живут вусловиях полярной ночи, и уважение к их способности приноравливаться к сложнымприродным условиям. А это значит, что взрослый не только дает знания, но ипринципиально расширяет круг событий и предметов, вызывающих у ребенкаэмоциональный отклик: сочувствие и возмущение, уважение и интерес. Дети 4—5 летстремятся к самостоятельности, но неудачи обескураживают их. Накапливаясь,безуспешные усилия порождают неуверенность. Между тем произвольностьподдерживается именно успешностью выполнения задания взрослого или дела,которое ребенок задумал сделать сам. В игровой деятельности детей среднегодошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то,что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры ролимогут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а радисмысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Развитие психических процессов 30 августа 2020 в 23:02
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.