Ершова Елена Николаевна, воспитатель МБДОУ детский сад «Родничок»
Педагогическая характеристика готовности ребенка к началу школьного обученияГотовность к школьному обучению можно определить как целостное психофизическое и личностное развитие ребенка, которое обеспечивает ему успешность обучения и легкую адаптацию к новым условиям школьной жизни. У Л. Венгера есть прекрасное высказывание: «Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Отечественные и зарубежные ученые в понятие «готовности» включают все жизненно-важные сферы созревания ребенка: физическую, личностно-интеллектуальную, нравственно-волевую, мотивационную, коммуникативную. При учете основных компонентов готовности к школьному обучению в современных образовательных условиях на первый план выходит психологическая готовность ребенка, которая служит комплексным показателем, позволяющим прогнозировать успешность обучения в дальнейшем. Она включает в себя положительное отношение к обучению и учебе (мотивационная готовность, высокий уровень развития произвольности поведения (волевая готовность, наличие определенного запаса знаний, умений и навыков, высокий уровень познавательных процессов (интеллектуальная готовность, формирование коммуникативных и социальных умений и навыков поведения, взаимоотношений, общения со сверстниками и взрослыми. Каковы же критерии развития ребенка, необходимые для его успешного обучения и адаптации к новым условиям школьной жизни, т. е. готовности к началу школьного обучения? 1.Психологическая и социальная готовность к школе: • Социально-личностное развитие: - ребенок осознает, как вести себя со сверстниками и со взрослыми, спокойно идет на контакт с ними; - может заниматься и учиться, а не только играть; - может планировать свою деятельность, не действует хаотично; - доводит начатую работу до конца, умеет объективно оценить ее качество, стремится к успеху в тех видах деятельности, которые выполняет; - может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки; - проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т. п., стремится к личным достижениям, самоутверждению, признанию; - хорошо адаптируется к новой обстановке, не меняет своего поведения, не возбуждается; - способен управлять своим поведением. Этот компонент определяет успешность психологической адаптации в школе. 2.Развитие школьно-значимых психофизиологических функций: • Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации: - ребенок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяя их характерные признаки; - может классифицировать фигуры по форме, цвету, величине, направлению штрихов и другим признакам; - копирует буквы, цифры, простые геометрические фигуры и их сочетание, соблюдая направление штрихов и всех элементов; - дорисовывает элементы согласно схеме (образцу) ; - находит части целого, складывает разрезную картинку из 7-8 частей на основе зрительного восприятия; - не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений, при работе с мелким конструктором, мозаикой, хорошо манипулирует их мелкими деталями. Эти функции считаются «школьно значимыми», т. к., при их недостаточной сформированности невозможно научиться хорошо читать и правильно писать. • Развитие движений и пространственная ориентация: - ребенок полностью владеет навыками самообслуживания и уверенно действует в быту; - освоил основные виды движений: разные виды ходьбы, бега, прыжков, лазаний и пр. ; - при сохранении равновесия движения координированы и ловки; - хорошо ориентируется в пространстве, способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперед, назад, вверх, вниз, налево, направо.
3.Развитие познавательной деятельности: • Общее развитие: - ребенок способен устанавливать причинно-следственные связи; - умеет выделять общие и отличительные признаки предметов, явлений, классифицировать и систематизировать их; - имеет элементарный запас знаний об окружающем мире, о себе, своей семье, стране, умеет ими пользоваться; - активно воспринимает новую информацию, интересуется ей, задает вопросы; - может продолжить словесное рассуждение, высказать свое суждение, сделать простой логический вывод. • Развитие памяти и внимания: - ребенок может работать, не отвлекаясь, 10-15 минут, даже если деятельность ему не очень интересна; - переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекаясь на внешние раздражители; - может запомнить 8-10 картинок или не связанных между собой слов при трехкратном повторении; - после нескольких повторений запоминает стихотворение из восьми строк. У детей с неустойчивым вниманием и низким объемом памяти возникают комплексные трудности при усвоении программного материала • Речевое развитие: - ребенок правильно произносит все звуки родного языка; - четко дифференцирует все звуки; - может выделять звук в начале, середине, конце слова; - может производить звукобуквенный анализ и синтез слова; - использует разные способы словообразования и грамматически правильного построения высказывания; - умеет связно рассказывать и пересказывать, правильно понимать прочитанное и отвечать на вопросы по его содержанию; - способен составить рассказ по картинке, передать интонацией различные чувства без нарушений темпа речи. Отклонения в фонематическом и лексико-грамматическом развитии создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. 4.Состояние здоровья. - ребенок не подвержен частым простудным заболеваниям (3-4 раза в год) ; - не подвержен тяжелым и хроническим заболеваниям, страхам; - спокоен, нераздражителен, усидчив; - в поведении отсутствуют навязчивые движения (непроизвольные подергивания мышц лица, моргания, кусание ногтей и т. п.) - в речи нет выраженных задержек в развитии. Таким образом, готовность к школе – это определенный уровень социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение; развития тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено - это развитие речи, памяти, внимания, зрительного восприятия, моторной координации и пр. ; личностного развития, характеризующего самосознание, самооценку, мотивацию; и, конечно же, главный фактор, состояние здоровья ребенка. 30 августа 2020 в 22:55
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.