Ершова Елена Николаевна, воспитатель МБДОУ детский сад «Родничок»
Опыт работы по экологическому воспитанию тема: «Применение инновационных элементов в технологиях экологического воспитания дошкольников»Проблема:
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения экологии. Об этом свидетельствуют часто возникающие экологические катастрофы и бедствия во всем мире. Первопричина неблагоприятной ситуации кроется в человеке, его деятельности и отношении к окружающему. Такие острые проблемы порождает бессистемная, разрушительная эксплуатация природы и ее ресурсов. Выход из экологического кризиса возможен при условии активного внедрения системы непрерывного экологического воспитания и образовании, нравственного оздоровления общества. Духовность и нравственность, широкий кругозор, цивилизованность и образованность, бережное отношение ко всему живому и окружающему, то есть культура и сознание, - прежде всего в этом остро нуждаются современный человек и общество. Противоречия: между общими заданиями и индивидуальными способностями детей; между психологией восприятия природы только с утилитарной точки зрения и восприятием детьми уникальности природы, её красоты; между потребительским отношением к природе и способностью её беречь, что-то отдавать, заботиться о ней.Личная концепция: формировать у детей экологическое мировоззрение; учить бережно относиться к использованию водных и земельных ресурсов, зелёных насаждений и особо охраняемых территорий; воспитывать личную ответственность перед обществом за создание и сохранение благоприятной окружающей среды; учить детей осознанно выполнять экологические правила и требования; формировать всесторонне – развитую экологически грамотную личность в различных видах деятельности, применяя различные формы, методы и средства обучения; учить детей замечать красоту окружающего мираТехнология опыта: · педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира; · актуализация знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению; · стимулирование потребности ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности; · организация образовательного процесса с учётом индивидуальных способностей (диагностика); · сотрудничество детей и взрослых, сочетание коллективного и индивидуального в педагогическом процессе. Новизна опыта: Вся моя работа строится на принципах новой биоцентрической парадигмы, что предопределяет отказ от ряда сформировавшихся в предыдущие годы стереотипов. Природа не должна рассматриваться только с утилитарной точки зрения. Прежде всего, показываю детям ее уникальность, красоту и универсальность (природа-среда жизни всех существ, включая человека; объект познания, удовлетворения его этических и эстетических потребностей; и только затем - объект человеческого потребления). В процессе обучения формируются способность генерирования идей, эмпатии, умение ассимилировать информацию, способность к свертыванию мысленных операций, предвидения, умение менять точку зрения (преодоление эгоцентризма), ощущение стройности организации идей и др. Творческие задания способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. Педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой (природной и социальной); педагогическое взаимодействие осуществляется совместной с ребенком деятельности, опирается на его собственный опыт. Результативность: В результате дети усваивают нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром; испытывают потребность в приобретении экологических знаний, ориентируются на практическое их применение; испытывают потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживают им, проявляют доброту и чуткость, бережное отношение ко всему окружающему; проявляют эстетические чувства- умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности; проявляют инициативу в решении экологических проблем ближайшего окружения. У детей формируются навыки исследовательской деятельности, развивается познавательная активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Актуальность темы: В своей работе с детьми особое внимание я уделяю экологическому воспитанию, потому что дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. Я думаю что, только живое переживание, полученное в детстве и связанное с представлениями о ценности жизни всего живого вокруг, способного тоже ощущать боль, может изменить отношение к нашему Зеленому дому. Так как знания, полученные с первых лет жизни, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней и чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, это качество нужно прививать с раннего детства. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед нами стоит задача- формирование у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. Я творческий, эмоциональный человек, с большим стажем работы этой теме всегда уделяла много внимания – это формирование знаний о живой и неживой природе, о явлениях природы, а также воспитание нравственных чувств. Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Я работаю по программе «Детство» и дополнительной программе экологического образования «Мы». Кроме этих программ вместе воспитателями нашего детского сада разработана «Программа по экологическому воспитанию», наиболее подходящая для нашего детского сада, согласно которой экологическое воспитание осуществляется не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием. Разработанная программа направлена, прежде всего, на развитие гуманного отношения к природе и предполагает участие детей в посильном труде по уходу за растениями и животными, а также освоение ими норм поведения в природном окружении и навыков защиты окружающей среды. Изучение материала идет от возраста к возрасту по принципу “от простого к сложному”. По мере совершенствования знаний и навыков детей усложняется содержание деятельности по уходу за растениями и животными. Задачи программы сводятся к следующему: формирование системы элементарных научно-экологических знаний, доступных пониманию ребёнка – дошкольника; развитие познавательного интереса к миру природы; формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения; воспитание гуманного эмоционально – положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом, развитие чувства эмпатии к объектам природы ; формирование умений, навыков и наблюдений за природными объектами и явлениями; формирование первоначальной системы целостных ориентаций (восприятие себя , как часть природы, взаимосвязи человека и природы); формирование умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.Я считаю, что успех реализации программы зависит от следующих условий: · Создание экологической среды в ДОУ. · Готовность педагога к осуществлению экологического образования детей. · Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка в процессе освоения программы. · Активное участие родителей в воспитательном процессе. · Установление педагогом связей со школой, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования. Работая по теме экологического воспитания, я ставлю перед собой цели: сообщать дошкольникам элементарные знания о неживой и живой природе и труде взрослых, об охране здоровья ,временах года; обогатить личный опыт дошкольников конкретными представлениями о природе путём систематических наблюдений; раскрыть некоторые доступные для детей взаимосвязи предметов и явлений; показать влияние природы на труд людей и изменений, происходящих в природе в данной местности с учётом региональных условий; формировать практические умения и навыки по выращиванию культурных растений, личной гигиены; научить детей заниматься опытно- исследовательской деятельностью; проводить работу по обобщению и закреплений знаний об экологии.Экологическое воспитание я стараюсь осуществлять через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. Я считаю, что чувственные представления детей о природе, полученные в повседневной жизни, на занятиях могут быть расширены, углублены, систематизированы. На таких занятиях главную роль отвожу наглядности (рассматривание картин, иллюстраций, диафильмов, художественной литературе), словесный метод работы, тоже, имеет первостепенное значение. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями, рассуждениями, уточнениями помогают восприятию детьми новых образов о природе и обеспечивают успешный результат. Наглядный материал почти всегда делаю своими руками, он получается яркий красочный. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Уголок природы в группе-здесь находятся комнатные растения, за которыми дети наблюдают, учатся за ними ухаживать; в уголке природы находится календарь, где отображаются времена года, дети отмечают состояние погоды, есть кармашек для рисунков детей, а так же здесь находятся таблицы с моделями растений, животных. Экологическая комната - в 2006 году силами воспитателей нашего сада была создана экологическая комната, где было собран весь необходимый материал для экологического воспитания детей это и различные животные, растения, уголок для опытнической деятельности. Разнообразная опытническая работа с детьми активно способствует умственному воспитанию дошкольников, они обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника. Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например, почему сухой песок сыплется, а мокрый – нет; где быстрее прорастет зернышко, в земле или в песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы. Приусадебный участок - на нём проводятся систематические наблюдения, дети приобщаются к труду, дети имеют возможность видеть результаты своего труда Уголок цветов - где находится альпийская горка, клумбы; Уголок “Зеленой аптеки”- где посажены лекарственные растения, затем эти растения собираем с детьми, сушим и хранятся они в фито-баре, который находится в оздоровительной комнате. Детям очень нравятся пить отвары из растений, выращенных своими руками. Живой уголок - где находится аквариум с рыбками, попугай, хомяк, древесные улитки. Дети имеют возможность наблюдать за ними, ухаживать. От общения с животными у детей поднимается настроение, они становятся добрее, отзывчивее. Умелая организация работы с детьми по уходу за животными в уголке природы позволяет решить задачу воспитания у детей гуманного и бережного отношения к миру природы. Экологическая тропа – помогает детям лучше воспринимать наблюдаемые объекты, помогает понять, что всё в природе взаимосвязано. Маршрут ее определяли вместе с детьми. Сначала просто ходили к разным объектам и наблюдали, но потом увидели, что муравейник потихоньку кто-то разоряет, тогда муравьям негде скоро будет жить, мы его огородили веточками. И так все наши любимые места мы выделили, я нарисовала этикетки к каждому объекту (муравейник, поляна одуванчиков, клумба с цветами, сосна, березки-подружки, любимый огород), это детям очень нравится и каждая прогулка начинается с обхода наших владений, все ли у нас там в порядке. Двигательная активность обеспечивает здоровье, энергию, выносливость ребят, а общение с природой развивает наблюдательность, познавательные интересы, культуру поведения и чувство красоты, поднимает настроение. Может показаться, что ходить по одной и той же тропе скучно и неинтересно, но всегда найдется что-то новое и необычное.Наблюдения: Немаловажное значение имеют наблюдения, которые бывают краткосрочные и длительные. Наблюдения одного цикла провожу последовательно – от простого к сложному. Целевые прогулки вокруг детского сада, на своем участке, наблюдения за трудом взрослых, старших дошкольников все это расширяет кругозор детей. В сочетании с наблюдениями обязательно занимаемся заполнением календаря природы, я считаю, что это важная совместная деятельность, в процессе которой происходит познавательное общение с детьми, обучаю находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые наблюдали, а также понимать символы обозначения. С детьми младшего дошкольного возраста выполняем самые простые действия, например, выкладывание картинок на стенд, с тем явлением природы, которое наблюдали на прогулке или одеваем куклу в ту одежду, которая нужна ей по сезону. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом. Осознанное, правильное отношение к природе основывается на первоначальных знаниях о живом. Систематические наблюдения показывают, что трудности формирования гуманного отношения к живому в природе являются следствием недостаточных знаний детей о растениях и животных как живых организмов. Эти сведения следует предоставить в виде системы знаний о растениях и животных, живом организме на основе центральной связи – взаимодействие организма и среды. Такая программа содержит знания о комплексе существенных признаков живого (способность к питанию, дыханию, движению, рост, развитию, размножению), его морфофункциональной целостности, конкретных взаимосвязях растений и животных со средой обитания, особенностях существования в условиях экосистемы (леса, луга, водоемы). Кроме создания описанных выше условий я стараюсь использовать своеобразный подход к детям Игровые технологии:
Достаточно серьёзную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности. Ребёнок не только играет сам, но и наблюдает за играми других детей. Так возникают предпосылки для формирования сознательного поведения в природе и социуме, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходит практическое освоение нравственных норм и правил поведения. Однако надо иметь в виду, что далеко не всякая игра является экологической по своим целям и содержанию. Вот по таким условиям я подбираю игры для экологического воспитания: - Игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе. - Игра должна давать ребёнку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых. - Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности. - Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе. - Предпочтение отдаётся тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребёнка. - Для того чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребёнок будет опираться, какой новый шаг произойдёт в его развитии. Классификация игр. Для классификации экологических игр могут быть использованы различные принципы: - по специфическим характеристикам; - по тематическому распределению содержания; - по форме организации и мере регламентации; - по направленности действий. По специфическим характеристикам выделяют творческие игры и игры с правилами. Они, в свою очередь, делятся на подгруппы: Творческие игры: - сюжетно-ролевые; - театрализованные; - строительные. Игры с правилами: - дидактические; - подвижные. По тематическому распределению содержания существует следующая классификация: - игры на тему «Живая природа»; - игры на тему «Неживая природа». По форме организации и мере регламентации выделяют: - самостоятельную игровую деятельность ребёнка; - совместную с педагогом игровую деятельность (под руководством взрослого). По направленности действий делятся на:
- сенсорно-моторные; - предметные; - игры с перевоплощением (имитационные); - социальные; - соревновательные. Важное развивающее значение для дошкольников имеют игры с правилами - подвижные, сюжетно-подвижные, дидактические (настольно-печатные, словесные и др. ). Центральное звено таких игр - правила, они являются главным фактором развивающего воздействия на детей. Правила побуждают ребенка быть активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать на игровую ситуацию, подчиняться обстоятельствам. Среди всего многообразия игр с правилами для дошкольников особое внимание я уделяю дидактическим играм. Уже само название - дидактические - говорит о том, что цель этих игр - умственное развитие детей. По характеру используемого материала дидактические игры условно можно разделить на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры. Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, различными природными материалами (листьями, семенами). Эти игры способствуют развитию сенсорики ребенка, формированию представлений о различных сенсорных качествах (цвет, величина и т. д.). С помощью игрушек и картинок знакомлю детей с домашними и дикими животными, воспитываю интерес к ним и их детенышам. Для более глубокого изучения этой темы изготовила мини-макеты «Скотный двор» и «Лесная поляна», здесь дети видят разницу жизни домашних и диких животных. Все воспитание и обучение детей строю в личностно-ориентированной модели. Для меня главное – это необходимость развития каждого ребенка как личности, для этого создаю все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка. Настольно – печатные игры:
Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развитие памяти, мыслительныхпроцессов. К настольно-печатным играм относятся лото, домино, разрезные картинки, складные кубики и т. д. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Игры: «Помоги найти маму»; «Большой–маленький»; «Где, чей домик?»; «Назови, кто я?»; «Времена года»; «С какого дерева листик»; сделала своими руками и они мне очень помогают в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы. Словесные игры:
Словесно-дидактическими играми стараюсь скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание. Это не требует каких-либо условий, оснащения. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся знания, умение сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам, развивают внимание, быстроту реакции. Словесные игры: «Узнайте по описанию»; «Съедобное – несъедобное»; «Хорошо – плохо»; «Что лишнее?»; «Волшебная палочка»; «Узнай по голосу»; «Кто как кричит?»; «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире. Для повышения интереса ребят своей группы к дидактической игре и природным объектам ввожу элемент соревнования или проблемной ситуации. Чтобы поддержать стремление дошкольников отражать полученные в дидактических играх экологические представления и игровые навыки в самостоятельной игровой деятельности, в группе в отдельных уголках разместила материал для организации детьми игр экологического содержания (планшеты с изображением природных зон, картинки с изображением растений, животных, гербарии и т. п. ). Таким образом, удовлетворяется возрастающий интерес дошкольников к природе, конкретизируются полученные ранее представления. Сюжетно – ролевые игры: При помощи сюжетно-ролевых игр на экологическую тему стараюсь вызывать эмоциональный отклик, оказывать влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, скорей войдут в их самостоятельную игровую деятельность, станут ее содержанием, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности дошкольника. В формировании у детей эмоционального заинтересованного отношения к природе использую не только дидактические и сюжетно-ролевые, но и все другие виды игр. Подвижные игры:
Большую группу игр с правилами составляют подвижные и подвижно-дидактические игры. В основе их лежат разнообразные движения - ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание и т. д. Дети закрепляют знания о повадках животных, имитируют их движения. Методика проведения подвижных игр аналогична методике проведения дидактических игр и направлена на постепенное формирование у детей умения, самостоятельно организовывать эти игры. К творческим играм относятся игры-драматизации и строительно-конструктивные игры. Им присущи основные черты творческих игр: наличие замысла, сочетание ролевых и реальных действий и отношений и других элементов воображаемой ситуации, а также самостоятельность и самоорганизация детей. Игры - драматизации:организую с детьми на основе литературного произведения: сюжете игры, ролях, поступках героев, их речь определяется текстом произведения. Наличие заранее данного сюжета и ролей сближает игру-драматизацию с играми, имеющими готовые правила. Строительно-конструктивные: - разновидность творческой игры. В них дети отражают свои знания и впечатления об окружающем предметном мире, самостоятельно делают различные вещи, возводят здания, сооружения, но в весьма обобщенном и схематизированном виде. В строительно-конструктивных играх учу замещать одни предметы другими: постройки возводятся из специально созданных строительных материалов и конструкторов или же из природного материала – пecкa, снега. Заметила, что детям нравятся игры-импровизации, в которых они могут с помощью движений изобразить крону дерева, порыв ветра. Такие игры возможны только после неоднократных наблюдений и апробаций различных движений. Экологические игры позволяют сместить акцент с усвоения дошкольниками готовых знаний на самостоятельный поиск решений предложенных игровых задач, что способствует умственному воспитанию. Пытаюсь создать положительный эмоциональный фон для формирования эстетических чувств детей, используя в играх естественные природные объекты, их изображения. Итак, игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними. В дидактических играх я часто использую натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. Игры проводим на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время. Игры, применяемые мной на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе. Подведению детей к классификации объектов на основе уже имеющихся конкретных представлений могут помогать дидактические игры, в которых нужно объединять предметы по общему признаку: назвать, что растет в лесу или саду; подобрать картинки, которые отражают какое-нибудь время года; собрать картинки с изображениями птиц, зверей, рыб, деревьев. Дидактические игры необходимо постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов провожу сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и, наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке. Наиболее трудным является объединение объектов по общим признакам и отгадывание предметов по ответам на вопросы. Во время дидактической игры с растениями ставлю для себя цель: воспитывать бережное отношение к ним. В многочисленных играх с песком, водой, снегом, камешками знакомлю детей с качеством и свойствами природных материалов. Гуляя с детьми по лесопосадке, стараюсь обращать их внимание на сучки, сухие ветки, корни, которые по своим очертаниям напоминают птиц, зверей. Постепенно дети начинают присматриваться к природному материалу и отыскивать в нем сходное со знакомыми предметами. Это очень радует их и способствует развитию наблюдательности, воображения. В играх дети повторяют то, что наблюдали, закрепляют свои знания и приобретенные навыки. Наблюдая игру, стараюсь снабдить детей нужными предметами, помочь правильно разрешать возникающие вопросы, исправить неверные представления. Очень важно, чтобы игра не навязывалась детям, и они воспроизводили в ней только то, что сами восприняли. Обобщая все выше представленное, можно сформулировать следующие основные выводы: игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы. Осознать невозможность нарушения ее целостности и неповторимости. Исходя из этого, в своей работе с детьми я использую дидактические игры экологического содержания, обеспечивающие не только эффективность усвоения дошкольниками представлений о правилах поведения в природе, но и их соблюдение в реальном взаимодействии с природой. Контроль за их соблюдением с моей стороны и со стороны сверстников способствует предупреждению негативных поступков детей в природном окружении и воспитанию у дошкольников осознанного отношения к живому. Работа с родителями:
Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому в своей работе я значительное внимание уделяю работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Например, сложно объяснять детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду и наоборот. Нужно выделить основное, что потребует совместных усилий от педагогов и родителей. Нужно рассмотреть и обсудить полученные результаты и принять совместное решение относительно окончательного перечня жизненно важных правил и запретов. Выбрав в качестве образца несколько приемов позитивного регулирования поведения детей, можно раскрыть их на конкретных примерах. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это. Именно потому, прежде чем начать экологическую работу с детьми, я приступила к работе с родителями. Работу с родителями провожу в форме собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия: ознакомление родителей с работой ДОУ по экологии (открытые занятия, специальные экспозиции и т. д.); организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, пожарника); ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголках для родителей и прочее); организация выставок с рисунками и поделками на экологические темы; анкетирование родителей.На общем родительском собрании родители познакомились с предметом экологии, компонентами экологической культуры, процессом формирования экологических знаний и отношений к природе, методикой экологического воспитания детей, послушали рассказ о том, как много дает ознакомление с природой уму и сердцу малыша, увидели уголок природы, живой уголок и т. д. Среди родителей были проведены тестирование, анкетирование. Вместе с сотрудниками детского сада и родителями наших воспитанников был составлен план работы с родителями. Родителям мы посоветовали чаще спрашивать детей о том, как живут у нас животные, чем их кормим. Дети часто приносят корм для обитателей живого уголка. Мы рассказывали родителям, какие несложные поручения по уходу за животными и растениями выполняют дети в детском саду: насыпают корм в кормушку, наливают воду в поилку, кормят рыб. С большим интересом отнеслись родители к выставке литературы “Человек и природа”. Здесь была организована выставка методической литературы о содержании животных в домашних условиях, статьи из журналов “Дошкольное воспитание”, “Зож”. Видя, как формируется у детей заботливое отношение ко всему живому, родители с готовностью откликаются на все просьбы. Они изготовили легкое, прочное оборудование для работы с детьми в уголке природы. Родители свободно посещают занятия по экологии. Все это проводится с целью информирования родителей о совместной работе, стимулирования их активного в ней участия и т. д. Для детей и родителей организуются тематические выставки рисунков по Охране природы. Маленькие дети не гуляют одни – их, как правило, сопровождают мамы, папы, бабушки. В любом случае прогулка – это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы - живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. Это можно делать везде и в любое время года – во дворе городского и сельского дома, в парке, в лесу и на поляне, возле реки, озера или моря. Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребенка сочувствие к “тяжелой” самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходится (сфера нравственности). Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка. Итак, воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту - одна из важных задач детского сада. В этой работе его первыми помощниками должны стать родители. Информационные технологии:
В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое особенно ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Родители нередко забывают о том, что самое доступное, самое приятное и самое полезное из всех удовольствий для ребенка - это когда ему вслух читают интересные книги. Начало этому должно быть положено в семье. Интерес к книге возникает еще задолго до начала посещения школы и развивается очень легко. Книга играет важную роль в эстетическом воспитании детей. Многое зависит от того, какой будет эта первая книга. Очень важно, чтобы книги, с которыми знакомится ребенок, были доступны маленькому читателю не только по тематике, содержанию, но и по форме изложения. Специфика литературы дает возможность формировать на основе содержания художественных произведений любовь к природе. Для детей подходят произведения таких писателей, как В. Бианки, М. Пришвина, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. Михалкова и др. В книге для детей заключено много интересного, прекрасного, таинственного, потому им очень хочется научиться читать, а пока не научились - слушать чтение старших. Большое внимание уделяю сказкам, ее очарованию поддаются дети всех возрастов, да и взрослых она не оставляет равнодушными. Поэтому сказка должна быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей, так считает доктор педагогических наук Н.А.Рыжова, я с ней полностью согласна. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают, но сами рассказать затрудняются. Но с этой проблемой мне помогает справиться театральная деятельность, которой я люблю заниматься с детьми разного возраста. Детям нравиться показывать сказки, быть артистами, уходит смущение, даже самый застенчивый ребенок выступает с удовольствием. В этом виде деятельности формируется правильная речь детей, пополняется и активизируется словарь и конечно развивается память, внимание. Я очень хорошо знаю индивидуальные особенности каждого ребенка, на что он способен в той или иной ситуации, поэтому при распределении ролей подхожу с пониманием к ним. Если ребенок захотел быть кем-то в сказке, а я знаю, что у него может не получиться и он расстроится, замкнется, тогда я стараюсь убедить его взять другую роль и при этом не ущемлять его достоинства. Вначале с детьми показываем самые простые и знакомые сказки для себя в группе, затем малышам в детском саду. Когда результат стал очевиден, дети стали более активными, речь детей улучшилась, тогда мы решили показывать сказки на утренниках для родителей. Подбирали сказки такие, чтобы задействованы были все дети, так как каждый родитель хочет видеть своего ребенка, а уж дети старались показать свои способности и все были довольны. Еще с детьми я люблю заниматься сюжетосложением, оно очень помогает в развитии воображения, фантазии, мелкой моторики рук и конечно правильной речи. Сказку, знакомую детям, переделываем на свой лад, придумываем новых героев, новые поступки, приключения и заканчиваем ее обязательно добром. Все высказывания детей я записываю на бумаге, потом читаю, где что нам с детьми не нравится, мы переделываем. Второй этап – читаю детям нашу новую сказку, они сами выбирают, кто, что будет рисовать, объясняю им, что теперь мы художники-оформители, а уже потом я делаю нашу новую книжку, переплетаю ее и вписываю текст сказки. Эти книжки дети очень любят, берегут, просят почитать еще и еще. Сюжетосложение так же помогает сплотить коллектив детей, так как работаем вместе, выбираем самые интересные высказывания и получается в результате настоящая книга. В младшем дошкольном возрасте ребенка привлекают легкие шуточные стихи, стихи-потешки, стихи-небывальщины. Для того чтобы стихотворения, сказки или рассказы воспринимались ребенком с интересом и их эстетическое воздействие было максимальным, необходимо пользоваться разнообразными выразительными средствами художественного чтения: интонацией, мимикой, жестами, но при этом нужно проявлять чувство меры. Задача приобщения ребенка к красоте природы через изображение растений, животных. Занятия:
Занятия по экологии проводятся один раз в неделю по подгруппам (8-12 человек), простые и комплексные. Интересны комбинированные и комплексные занятия, в которых познание природы сочетается с художественной деятельностью (речевой, музыкальной, изобразительной). В свободное от занятий время делаем поделки из природного материала. Формы и методы работы с детьми использую самые разнообразные. Это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия – беседы познавательно-эвристического характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, экологические тесты и задачи, аудиозаписи. По мере возможности, в зависимости от темы, в занятия включаю коррекционные упражнения, упражнения на снятие эмоционального и мышечного напряжения (“Цветок”, “Медвежата выздоровели”, “Северный полюс” и др.) Используя разные типы занятий, в своей работе по экологическому воспитанию я отдаю приоритет углубленно-познавательным и обобщающим занятиям, которые направлены на выявление причинных связей в природе, на формирование обобщенных представлений. Очень интересно проходят занятия с детьми по опытно-экспериментальной деятельности в экологической комнате. Детям задаю вопросы: “Какой песок легче – сухой или мокрый?”, “Что тонет в воде – камень, песок или дерево?”, “Что происходит с солью, сахаром, песком при их погружении в воду?”, “Что произойдет с зажженной свечой, если ее накрыть банкой?” и т. д. После того, как дети отвечают на вопросы, мы проводим опыты. Развлечения: Чтобы активизировать и закрепить полученные на занятиях экологические знания, совместно с музыкальным руководителем мы проводим музыкально-экологические развлечения и праздники (“Есть у нас огород»”, «Что нам осень принесла», «Ах, лето!»), вечера досуга (“Люблю березку русскую”), кукольные театры для малышей на экологические темы. Заключение:
Таким образом, в работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Эффективность решения задач экологического воспитания зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников отчетливых знаний об окружающем мире. Освоение систематизированных знаний о растениях животных как о живых организмах формирует основы экологического мышления, обеспечивает максимальный эффект умственного развития детей и готовность их к усвоению экологических знаний в школе. В дошкольных учреждениях необходима хорошая организация диагностической работы по экологическому образованию. Диагностическая работа вносится в годовой и календарные планы, имеются диагностические программы и заключения по анализу результатов диагностики. Психодиагностическое обследование детей проводится с применением диагностик, содержащих игровые задания. Анализы результатов диагностики позволяют сделать следующие выводы: Во-первых, на современном этапе проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста является актуальной, что позволяет педагогам ДОУ творчески подходить к решению данной проблемы. Во-первых, на современном этапе проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста является актуальной, что позволяет педагогам ДОУ творчески подходить к решению данной проблемы. Во-вторых, анализ показателей экологизации педагогического процесса в детском саду, результатов тестирования и анкетирования среди педагогов и родителей, успешности привития экологической культуры в разные возрастные периоды учебно-воспитательного процесса и на всех этапах дошкольного детства позволяет сделать вывод, что вся проводимая работа по экологии эффективна и дает положительные результаты. В-третьих, дети дошкольного возраста стали более грамотными в области экологии, а именно: у дошкольников сформирована система знаний об экологических проблемах современности и путей их разрешения, мотивы, привычки, потребности экологической культуры, здорового образа жизни, развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, своего поселка. Таким образом, видно, что проводимая работа по экологическому воспитанию эффективна. Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания для дошкольников.
30 августа 2020 в 22:53
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.