Ершова Елена Николаевна, воспитатель МБДОУ детский сад «Родничок»

Методические рекомендации «Создание предметно-развивающей среды в группах ДОУ».

 Важная задача в деятельности ДОУ - создание развивающей среды, которая должна через свое содержание и свойства обеспечить:

творческую деятельность каждого ребенка; воспитание духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, способствующей проявлению и развитию художественных способностей ребенка, позволяющей проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя в дальнейшем при обучении в школе.

Психические особенности личности дошкольника, ее духовный облик и нравственные качества формируются под определяющим воздействием социальной среды. Предметно-пространственная среда дошкольного учреждения - это целесообразно организованная совокупность материальных объектов, предметов, находящихся в определенных пространственных взаимоотношениях и непосредственно включенных в контекст развития ребенка. 

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации

предметно-пространственной среды.

Основные принципы построения развивающей среды

1.Принцип дистанции позиции при взаимодействии

ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком («глаза в глаза»)

Использование разновысокой мебели ( горки, подиумы, уголки).

2. Принцип активности –

это возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды

Использование больших модульных наборов,

центров песка и воды,

 мастерских,

инструментов для уборки,

 использование стен.

3. Принцип стабильности – динамичности

ориентирован на создание условий для изменение в соответствии со вкусом, настроением и возможностями. Игровые комнаты для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности:

 Использование сборно-разборной мебели,

 игрушечной мебели,

емкостей для хранения игрушек,

игрушки,

мягкие плоскости, подиумы для отдыха.

Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая комната, как часть игровой)

Использование игрового спортивного оборудования,

игровых столов сложной конфигурации,

мебель – трансформер,

вертикальных разделителей,

кукольного театра,

костюмерной,

игрушек – заменителей.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования-

реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы  ребенка,

место отдыха,

место уединения.

5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов –

 эстетическая организация среды. Очень часто этот принцип недооценивается. Ведь не секрет. Что основную информацию человек получает с помощью зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды.

Использование больших ярких игрушек из винилискожи, ткани, пластика,

элементов образного декора.

6. Принцип «половых и возрастных» различий,

реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами

Создание специализированных игровых зон.

7. Принцип свободы достижения ребенком своего права на игру реализуется в выборе:

темы;

сюжета;

необходимых игрушек;

места;

времени.

8. Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития»

 Содержать предметы и материалы ,известные детям,

предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого,

совсем незнакомые предметы и материалы.

Исходя из того, что ребенок находится в дошкольном учреждении целый день, большое значение имеет создание для него оптимальных условий для игр, обучения и развития в разных видах деятельности. Когда возникает необходимость уединения, то для этого существует специально выделенное групповое пространство. Каждому ребенку определен его личный уголок, где он может хранить свои вещи: одежду, любимые домашние игрушки, семейный фотоальбом и др.

Образовательная пространственная среда постоянно дополняется, переоборудуется согласно современным санитарно-техническим и эстетическим требованиям. Современные дизайнерские решения позволяют детям чувствовать себя как дома, приближение её условий к домашней способствует эмоциональному благополучию ребенка, созданию у него чувства защищенности и уверенности. Создание психолого-педагогических условий как основы индивидуального подхода к ребенку не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и др., но и лежит в основе самостоятельной деятельности, являясь своеобразной формой самообразования.

Эстетическая составляющая организации образовательного пространства выражается в соблюдении единого стиля и использовании высокохудожественных произведений профессионалов. Известно, что выбор цвета для стен, мебели, аксессуаров оказывает непосредственное влияние на эмоциональное состояние, а, следовательно, на интеллектуальное развитие воспитанников. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

Эргономичное сочетание красок поднимает настроение. Цветовое разнообразие окружающей природы недолговечно и поэтому для утоления «цветового голода» и развития цветоощущения детей используются яркие, насыщенные цветовые пятна в интерьере групп: ковровые покрытия, игрушки, картины и постеры, спектрально гармонирующие с основным тоном помещения.

Всего можно выделить 4 основных вида деятельности ребенка:

игровая;

продуктивная;

познавательско-исследовательская;

двигательная.

Исходя, из этого в группах должны быть, выделены соответствующие зоны деятельности.

Уголок со спортивным оборудованием (физо)

Для создания полноценных условий воспитания детей предшкольного возраста, их физического и психического развития особое значение приобретает спортивно-игровое оборудование. Оно чрезвычайно многообразно. Спортивно-игровая предметная среда признана содействовать развитию как специфических задач развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности.

Особую роль для укрепления здоровья ребёнка, его всестороннего психического и физического развития, а также для реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей и стимулирования познавательной и творческой активности играет построение такой развивающей предметной и двигательной среды, которая, по Л. С. Выготскому, должна соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и "зоне ближайшего развития" самого сильного ребёнка в группе.

Наряду с заводскими пособиями целесообразно использовать оборудование из бросового материала (разные массажёры, дорожки для ходьбы и бега, устройства для развития ловкости, координации и др.). Это оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре. Кроме того, оно может позволить обойтись без существенных материальных затрат, что весьма важно в условиях недостаточного финансирования дошкольных учреждений

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно, является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры.

•  Для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в группе, на веранде необходимо создавать так называемые полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.)

•  В дверных проёмах можно укрепить тренажёр "Попади в кольцо", на полу яркой изолентой сделать разметку для игры в "Классики".

•  Желательно организовать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариативных игр.

•  Кроме того, в группе хорошо иметь картотеку разнообразных игр, движений, упражнений, состоящую из карточек, на которых схематически изображены обще развивающие игры, основные виды движений, элементы гимнастики, фрагменты эстафет и подвижных игр.

Работа с карточками может помочь детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, научит их организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам.

Критерием подготовки детей к самостоятельной организации двигательного досуга является их умение выполнять игровые движения, схематично обозначенные на карточках. Так, соединяя карточки, дети, например, составляют вариант игры-эстафеты и проигрывают её сначала мысленно, психологически готовя себя к предстоящему соревнованию.

Для повышения интереса к движениям можно продумать обозначения-значки ("серебряный", "бронзовый", "золотой") и обозначить показатели этих нормативов .Например, для получения "серебряного" значка необходимо отжаться 7-10 раз, а для "золотого" - 10-20 раз). Размещаются карточки-нормативы на каждого ребёнка на наборном полотне в группе. После выполнения заданий на прогулке, в свободной игровой деятельности дети под руководством воспитателя дети режут полоски соответствующего цвета и укрепляют их на своей карточке.

 Итоги целесообразно проводить два раза в год.

•  Для повышения заинтересованности детей в улучшении результатов в беге, прыжках, метании и других видов деятельности целесообразно оформить "Доску чемпионов" с фотографиями воспитанников "Лучший бегун", "Лучший прыгун", фотомонтаж (выполнение детьми различных упражнений), выпуск стенгазеты "Папа, мама, я - спортивная семья".

•  В группе необходимо собрать библиотеку книг о спорте, различные журналы, открытки.

•  Углублению знаний о физической культуре может способствовать решение детьми кроссвордов, собирание разрезных картинок с изображением знакомого вида спорта, спортивного инвентаря.

Все перечисленные выше факторы способствуют формированию у детей знаний о здоровом образе жизни и потребности в движениях.

Повышение самостоятельной двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребёнка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и

познавательного потенциала.

Уголок природы.

Так, в предметно-пространственную среду каждой группы включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные. Кроме уголка природы в группах, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, во всех группах оборудованы центры экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов. Растения, аквариумы позволяют дошкольникам приблизиться к миру природы. Они учатся слушать журчание воды, рассматривать различные растения и при этом отдыхать. Вместе с взрослыми дети пересаживают и поливают цветы, кормят рыб, черепах.

Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Если в младшем возрасте на нем отмечаются лишь основные явления погоды (дождь, снег), то в старшем, происходит его усложнение. В центрах детского экспериментирования малыши играют с песком, водой, красками, пеной. В средней группе они учатся фиксировать результат эксперимента с помощью зарисовок. В старшем возрасте основной целью этой деятельности становится знакомство детей с различными простейшими техническими средствами, помогающими познать мир (лупа, магнит, весы и т. д.).

Уголок  для музыкального творчества.

Дошкольный возраст благоприятный период для развития музыкального слуха, чувства ритма, формирования певческих способностей. Поэтому предметно- развивающая среда должна включать музыкальные игры и игрушки, народные музыкальные инструменты (звучащие шары, ксилофон, металлофон, румба, дудки и.т. д.). Не менее важной в развитии творческих способностей является театрализованная деятельность, она становится неотъемлемой частью игры у детей предшкольного возраста. Опыт работы дошкольных учреждений по оснащению театрализованной деятельности показал, что детям предшкольного возраста интересны различные виды кукольных театров: бибабо, пальчиковые, ростовые и.т.д.

Уголок ИЗО

Не умаляя значения игр, способствующих интеллектуально- творческому развитию, необходимо подчеркнуть, что творческая продуктивная деятельность столь же присуща здоровому, нормально психически развивающему ребенку предшкольного возраста, как и игровая. Дети от природы любят рисовать, их не надо заставлять и стимулировать рисовать или лепить, они стремятся к этому сами. Созерцание красок, созидание, творчество - одно из высших человеческих проявлений. Необходимо создать условия для рисования, лепки, поэтому предметно развивающая среда для детей предшкольного возраста должна включать оборудование для лепки, рисования, изделия народных художественных промыслов.

В уголке для ИЗО должны быть бумага для рисования разного цвета и разной формы; кисти разные по толщине; цветные карандаши; палитра; материалы для лепки; цветная бумага; цветной картон; яркие образцы рисунков и поделок и т. д.

Игровые зоны

 Игровые средства и оборудование по основным направлениям развития ребенка:

оборудование для развития общих движений;

игровые средства для развития мелкой моторики;

игровые средства для развития сенсорного восприятия;

 игровые средства для развития мышления;

игровые средства для развития речи и языка;

игровые средства для ознакомления с окружающим миром;

игровые средства для социально-эмоционального развития;

игровые средства и материалы для творческого развития;

игровые средства и оборудование для организации сюжетно - ролевой игры.

Игры и игрушки в развивающей среде ДОУ занимают ведущее место, поэтому необходимо придерживаться некоторых критериев при отборе материалов.

Обязательным требованием, предъявляемым к игрушкам, является невозможность:

 провоцировать ребенка на агрессивное действие;

вызывать проявление жестокости  по отношению к игрушкам и к персонажам игры (людям, животным);

провоцировать игровые сюжеты, связанные  с безнравственностью и насилием;

вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.

Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:

остроумность образного решения (дизайн, высокий  художественно-эстетический уровень);

многовариативность;

обобщенность;

открытость (возможность придумывать новые задания);

полифункциональность (возможность широкого использования  в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры);

дидактические свойства;

разнообразие по уровню сложности;

возможность применения группой детей;

использование различных фактур;

 методические рекомендации.

В группе должны быть подобраны и оформлены игры:

дидактические, развивающие, сюжетно-дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, режиссерские, театрализованные, игры  –экспериментирования. . Для этого нужно использовать легко трансформируемые элементы: поролоновые модули, пространственные конструкторы, надувные резиновые элементы (сухие бассейны), спортивные комплексы, ширмы. Своевременно изменять предметно - развивающую среду: вносить новые атрибуты к играм, игрушки, игровое оборудование, развивающие игры в соответствие с уровнем развития ребенка. Не менее важным является оптимальный отбор развивающих игр, игрушек, игрового оборудования по количеству и качеству. Предметно - развивающая среда насыщена игрушками и оборудованием для развития сюжетно- ролевых игр.

Неоценима роль логических игр, задач, проблемных игровых ситуаций в развитии и воспитании ребенка. Они не только развивают смекалку и находчивость, но и имеют воспитательно-этическое значение: не в назидательной форме подсказывают правильное поведение в проблемной ситуации.

- игровой методический комплекс "Логические блоки Дьенеша". Игры способствуют ускорению процесса развития у детей предшкольного возраста логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики;

- развивающие игры Никитина Б.П. способствуют интеллектуально- творческому развитию ребенка ("Уникуб", "Сложи квадрат" и.т.д;)

- дидактический многофункциональный материал "Цветные счетные палочки Кюизинера" используется в целях образования во многих странах мира. Издательством ООО "Корвет" Россия, Санкт-Петербург выпущены игры с цветными счетными палочками: "Кростики", "Разноцветные палочки", "На золотом крыльце", "Страна умных игр". Данный дидактический материал помогает развить у детей представление о числе, научить их измерению с помощью мерки, развить комбинаторные способности ;

- развивающий комплект "ЛОГИКО - Малыш" (издательский Дом "ЗИМОРОДОК") рассчитан на детей от 3-х до 8 лет и включает в себя разделы: развитие речи, формирование математических представлений, мир природы, бытовая культура, психология, история, ОБЖ, география. Обучающий комплект широко известен и применяется более чем в 30 странах мира, высокий уровень отечественных авторов, принявших участие в создании его позволил "ЛОГИКО-Малыш" стать востребованным учебным пособием как в системе дошкольного, так и дополнительного и начального образования;

- в группах должен быть игровой материал для познавательного развития детей (мозаики, матрешки, пирамидки, панели с отверстиями разных геометрических форм и соответствующие вкладыши, коробки разных размеров, банки с крышками, разноцветные кубики, мячи, машинки и пр.; книжки с цветными картинками).

 Для самостоятельных игр детей должна быть  оборудована игротека, в которой сосредоточены игры на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, на узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схемам, моделям, на осуществление контрольно-проверочных действий (Так бывает?, Найди ошибки, игры-головоломки, танграмы, развивающие и логико-математические игры, шашки, шахматы и др. Данный миницентр занимает небольшую площадь в спокойном тихом уголке групп

 

В группах должны быть оформлены сюжетно ролевые игры. Среда не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, обновлять с учетом специфики детского восприятия, стимулировать физическую, творческую, интеллектуальную активность детей, побуждать к дополнению ее необходимыми для развертывания деятельности компонентами.

Именно моделирование игры по выбору ребенка, его сценарию способствует развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств. Разнообразные предметы - заместители обладают наибольшим развивающим эффектом, позволяют ребенку активно и по своему усмотрению действовать, обогащая сюжет игры. Бросовый материал приходит на помощь по ходу игры ввиду недостающего атрибута. Многофункциональные макеты на различную тематику с соответствующим прикладным материалом, алгоритмы, схемы - образцы, фотографии по сюжетно - ролевым играм, ширмы, различные атрибуты для развития сюжетов игр, которые хранятся в картонных коробках, прозрачных закрытых контейнерах с метками ярлычками. Для сюжетных игр детей (куклы и животные разных размеров, одежда для кукол, игрушечная мебель, строительные материалы различных форм и цветов, игрушечные телефоны, декорации для кукольного театра, неоформленный материал: кубики, палочки, лоскутки ткани и т.д.).

Для режиссерских игр можно использовать  концертные костюмы и парички для выступлений. В невысокую большую картонную коробку (это сцена для развёртывания сюжета), можно сложить набор игрушек из любимого лакомства детей Киндер-сюрприза, бросовый материал, схемы-образцы, фотографии декораций и кукол.

Уголок для патриотического воспитания.

. В старших группах расширяется возможность познания родного края, страны: в группе имеется герб и флаг города, в котором живут дети, флаг страны, карта области, а также глобус, на которых дети отмечают, в каком месте они побывали вместе с родителями, отмечают животных и людей разных национальностей.

Книжный уголок.

В старшем возрасте возрастает роль книги как источника новых знаний. В уголках книги литература по разнообразным темам расставлена или в алфавитном порядке на открытых полках, как в библиотеке или по темам в пластмассовых папках-уголках (сказки - символ - колобок, природоведческая литература - ёлочка, познавательная - глобус или знак вопроса, книги, принесённые из дома - домик и т.д.) Воспитатели учат детей выбирать книгу, правильно пользоваться ею. Целесообразнее размещать уголок книги в хорошо освещённом месте группы, установив там столик, стульчики или диванчик.

. В группах (особенно младших), должен быть уголок «уединения», который удовлетворяет потребность ребёнка не только в совместной деятельности, но и желание побыть одному. Разноцветный купол, к которому подвешены блестящие, гремящие игрушки, сразу привлекают внимание ребёнка и при виде и их звучании дети забывают про слёзы.

Предметно-пространственная среда должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были либо в поле зрения ребенка, либо были доступны, чтобы ребенок мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому. Вместе с тем очень важно приучать детей все материалы убирать на место: во-первых, потому, что порядок во всем обеспечивает уют и красоту, радует глаз, создает хорошее настроение, а во-вторых, потому, что они могут понадобиться для занятий другим детям и этому же ребенку.

В детском саду ребёнок проводит много времени. От того, на сколько детский сад будет ухоженный, красивый, периодически обновляющийся, с разумно спланированными зонами, совмещающими решение вопросов экологического, нравственного, физического, художественного воспитания, будет зависеть, каких детей мы воспитаем. Детский сад – система всестороннего развития ребёнка, в организации которой принимают участие и взрослые и дети.  Оборудование и дизайн групповых комнат и участков детского сада, должен постоянно обновляться, быть продуман, какое оборудование использовать, как расположить зелёные насаждения, чтобы ежедневное пребывание в детском саду было безопасным, интересным детям, а окружающая обстановка радовала, удивляла их учила познавать, исследовать, экспериментировать,  чтобы  обстановка была приближенна к домашней, что положительно влияет на состояние детей. Важно помнить, что ребенок не пребывает в среде, а преодолевает, "перерастает" ее, постоянно меняется, а значит, меняется в его восприятии и его окружении

30 августа 2020 в 22:48

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.