Ершова Елена Николаевна, воспитатель МБДОУ детский сад «Родничок»

Доклад на тему: «Проектирование образовательных мероприятий (занятий) с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Введение в действие с 01.01.2014 ФГОС дошкольного образования предполагает пересмотр вопросов, связанных с проектированием и планированием образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. Согласно ФГОС  ДО образовательная деятельность должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей (п.2.4.). ФГОС нового поколения ознаменовали переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимума результатов. Процесс обучения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций воспитанников, но и как процесс развития. Сегодня государственная образовательная политика во главу угла ставит развитие личности ребёнка: «Развитие личности – смысл и цель современного образования», так записано в новом образовательном стандарте. Как не странно, но еще два с половиной столетия назад французский философ Ж-Ж Руссо писал в своих педагогических заповедях: «Я показываю ему путь к знанию, - правда, легкий, но длинный, неизмеримый, медленно проходимый. Я заставляю его сделать первые шаги, чтобы он знал, как выйти из него, но я не позволю ему идти далеко. Принужденный учиться сам по себе, он пользуется своим разумом, а не чужим. Цель моя не знание дать ему, но научить его приобретать, в случае нужды, это знание, ценить его как раз во столько, сколько оно стоит, и любить истину выше всего. С этой методой мало подвигаются вперед, но зато не делают ни одного бесполезного шага, и не бывают никогда вынужденными отступать назад»

Проектируя образовательную деятельность для старших дошкольников педагог должен учитывать содержание Программы, обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее — образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Конкретное содержание указанных образовательных областей определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (п.2.6). При этом ФГОС ДО уточняет конкретные виды деятельности и формы активности для детей младенческого, раннего и дошкольного возраста. Так для детей старшего дошкольного возраста  определяется ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка (п.2.7.).

Исходя из указанных положений ФГОС ДО, образовательная деятельность предполагает организацию детских видов деятельностей, в первую очередь, деятельности общения, игровой и познавательно-исследовательской деятельности. Деятельностный подход к организации познавательно-исследовательской деятельности предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнавать, открывать, осваивать новые способы деятельности) и конкретной «детской» цели (понимания того, какую именно проблему необходимо решить). Такой  подход позволяет отказаться от традиционной передачи готового знания от взрослого к детям. Наоборот, здесь ребенок получает возможность самостоятельно приобрести новую информацию или новые способы действий в процессе собственной деятельности. Организация детских видов деятельности обеспечивает развитие самостоятельности и инициативности детей, как базовых характеристик дошкольного возраста, определяемых в ФГОС ДО как целевые ориентиры. При этом задача педагога заключается в создании условий, инициирующих детскую деятельность.

При реализации ФГОС воспитателю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к занятию регламентируют нормативные документы. Современное занятие по ФГОС – это:

· Профессиональная и методическая подготовка воспитателя

· Мотивация обучения

· Системно-деятельностный подход

· Современные средства обучения

· Выбор оптимальных средств обучения

· Создание условий для саморазвития

· Анализ каждого занятия

 Каждое образовательное мероприятие необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы воспитателя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития обучающихся. Вся образовательная деятельность старших дошкольников должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности ребёнка на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Условия при проектировании образовательной деятельности:

· Выделение целей и задач;

· Чёткое представление результатов работы;

· Выбор оптимальных путей, средств и методов работы;

· Объекивная оценка уровня своей работы.

 Исходя из этого, определяются  характерные признаки деятельностно-компетентной образовательной модели учебного занятия в старшей группе :

· Воспитатель  продумывает цели занятиия как результат воспитанника;

· Воспитатель организует работу по мотивации дошкольника;

· Дошкольник сам ставит цель занятия, как собственную учебную задачу;

· Дошкольник сам проектирует средства достижения поставленных целей;

· Дошкольниксам оценивает результат и корректирует действия.

 Четко обозначается цель системно-деятельностного подхода в обучении:

Воспитание личности ребёнка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом-быть хозяином своей деятельности:

Ставить цели;

Решать задачи;

Отвечать за результаты.

Важно, чтобы ребёнок образовывал себя посредством взрослого.

Выстраивается структура занятия с позиций системно – деятельностного подхода. Воспитатель – дошкольник:

· Создаёт проблемную ситуацию

·  Принимает проблемную ситуацию

·  Выявляют проблему

· Управляет поисковой деятельностью

Задачи системно-деятельностного подхода в старшей группе:

· Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребёнком мотивированным;

· Учить ребёнка ставить перед собой цель и находить пути,  в том числе средства её достижения;

· Помогать ребёнку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

При формулировании планируемых результатов освоения знаний крайне важно не забыть о личностных результатах. Они должны быть включены в рабочую программу  с учетом его особенностей.

Каждый ребёнок неповторим, поэтому педагогика может быть только конкретной, личностно – ориентированной. Каждому ребёнку важно обеспечить равные стартовые возможности при поступлении в школу.

Проектируя образовательную деятельностьВоспитатнль долженсоздать обстановку ориентированную на ребёнка, где дети 6

· Делают выбор;

· Активно играют;

· Используют материалы, которым можно найти более чем одно применение;

· Работают все вместе и заботятся друг о друге;

· Отвечают за свои поступки.

Деятельностный аспект организации учебного занятия находит отражение и в составлении тематического планирования учебного материала В связи с этим был отработывается и новый подход в составлении календарно- тематического планирования учебного материала, в котором, в свою очередь отражено формирование планируемых результатов учебной деятельности .

При проектировании образовательной деятельности, воспитатель должен учитывать требования ФГОС:

· Ребёнок и взрослый-оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Позиция «Партнёр-партнёр»

· Основная деятельность- это так называемые детские виды деятельности: общение, игра, предметная деятельность, конструирование, изобразительная деятельность, элементарная трудовая деятельность и т.д.

· Основная модель организация образовательного процесса-совместная деятельность взрослого и ребёнка.

· Основная форма работы с детьми-рассматривания, беседы,разговоры, экспериментирование и исследования, чтение, реализация проектов, мастерская и т. д.

· Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны с интересом детей к этим видам деятельности.

· Выход детей. Уважая ребёнка, его состояние, настроение взрослый обязан предоставить ему возможность выбора-участвовать или не участвовать вместе со всеми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения к участникам этого совместного дела.

· Образовательный процесс предполагает изменений в планы программы с учётом потребностей и интереса детей. Конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала, отдельных методов и приёмов, но не как готовый образец образовательного процесса.

  Для воспитателей работающих по новым стандартам, становится особенно актуальным умение планировать и строить образовательную деятельность так, чтобы осознанно осуществлять формирование планируемых результатов обучения. И потому, следующим этапом проектирования учебного занятия становится составление технологической карты занятия.

Технологическая карта-это документ, содержащий необходимые сведения, инструкции для персонала, выполняющего некий технологический процесс или техническое обслуживание объекта.

Технологическая карта-это описание процесса в виде пошаговой, поэтапной

последовательности действий с указанием примерных средств, задач и предполагаемых результатах.

Технологическая карта - это графический способ планирования непосредственной образовательной деятельности.

Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации образовательного  процесса, обеспечивающие условий для освоения учебной информации и формирования личностных, предметных умений дошкольников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования. Традиционный конспект – это содержание занятия по вертикали, а технологическая карта – по горизонтали. При планировании занятия воспитатель определяет все виды деятельности дошкольников на занятии в целом и отдельных его этапах. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона занятия, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи занятия в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов образовательной деятельности на каждом этапе занятия. С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ занятия (прослеживая карту по вертикали).

Хочется подчеркнуть, что организация инновационного пространства должна начинаться с каждого работника  ДОУ, с его осознания важности происходящих процессов и его личным участием в инновационной работе, направленной на качественное изменение системы и переход ее в новое, более совершенное состояние. Воспитатель, его отношение к образовательному процессу, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!

Следовательно, проектирование образовательной деятельности есть проектирование психолого-педагогических условий, обеспечивающих поддержку детской самостоятельности и инициативности.

30 августа 2020 в 22:13

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.